Специальный репортаж: Бензиновый беспредел

Бензиновый беспредел - так эксперты называют ситуацию на братском топливном рынке. Цены на 92-ой бензин и дизельное топливо с декабря выросли уже трижды! Заправщики всё время находят себе оправдания. А власти и антимонопольщики признаются в своём бессилии, они не могут реально исправить ситуацию. До каких высот могут подняться ценники и на что копят нефтяные магнаты - выясняла Ксения Шилова.


- Как назвать и чем объяснить то, что происходит в Братске? Ценники на бензин менялись в ноябре, в декабре, и уже дважды с начала года. И если раньше рост составлял 10 или 20 копеек, теперь заправщики не мелочатся, повышают стоимость сразу на полрубля. Главный вопрос для братчан даже не "почему так дорого", а "почему дороже, чем в других городах??
Вот ценники Ангарска: 92-ой бензин стоит 26,30. Возможно, сказывается близость нефтеперерабатывающего завода. Но в Иркутске нет НПЗ, а ценники там тоже ниже, чем в Братске. Не говоря уже о соседнем Красноярском крае. Там 92-ой стоит 24 рубля. Эксперты говорят, разница между двумя регионами в том, что в Красноярске есть конкуренция: там, на топливном рынке, кроме "Роснефти" работает "Газпромнефть". У нас - без вариантов.
"Монополия у нас на этом рынке сложилась в Иркутской области, нет конкурирующих организаций. Раз нет конкуренции - соответственно, предприятие-монополист вправе делать что хочет. И контроля соответствующего, должного контроля со стороны власти тоже нет. В полномочиях Думы города и городской администрации нет полномочий по контролю в этой сфере деятельности, поэтому мы свой запрос направили в Управление Федеральной антимонопольной службы", - комментирует Константин Климов, председатель Думы Братска.
Но антимонопольщики пока что тоже расписываются в своём бессилии. Иркутская ФАС уже два года судится с "Роснефтью": пытается доказать, что эта компания на местном рынке - монополист. Положительные решения судов "Роснефть" постоянно обжалует. Противники уже прошли все инстанции на два круга. На последнем этапе суд решил: доминирующее положение "Роснефти" не доказано. Сейчас дело в высшем Арбитражном суде. Экономисты говорят, при таком раскладе никаким ценникам не нужно удивляться.
"В принципе законы рынка позволяют повышать цены не скажу, что до бесконечности, но если цена будет 50-60 рублей за литр топлива, всё равно покупать будут. Прогнозы неутешительные. Вплоть до 2013 года будет происходить рост цен в среднем на 30% в год", - высказывается Виктория Дорофеева, кандидат экономических наук, заведующая кафедры менеджмента и маркетинга филиала БГУЭП.
Такое повышение заложено в акцизах, которые утвердило Правительство. Сборы будут расти до 2013 года. По задумке, собранные деньги должны пополнить вновь созданный дорожный фонд. При этом транспортный налог предполагалось уменьшить в разы или отменить вовсе. Но почему-то в итоге акцизы повысили, а налог не отменили. В Иркутской области ни о каком уменьшении транспортного налога региональное Правительство пока не сообщает. При этом крупнейшие игроки рынка предупреждают: помимо акцизов есть и другие причины для повышения цен. И монополия тут не причём.
"Вот это самая удобная позиция у всех ссылаться на "Роснефть" и на "Иркутскнефтепродукт". Всем хочется ткнуть, только не на себя. Судя по тому, как складывается ситуация на рынке, как растёт нефть, а она по любому тянет за собой подъём цен на российском рынке не только самой нефти, но и нефтепродуктов, поэтому, конечно, я думаю, это не последнее повышение цен",- говорит Пётр Петрончак, зам. генерального директора по коммерческим вопросам ОАО "Иркутскнефтерподукт".
Взять на себя ответственность за рост цен на внутреннем рынке заправщики не готовы, они ссылаются на драконовские прейскуранты ближайших НПЗ. На НПЗ уверяют, что ценообразованием они не занимаются. А в головной организации - "Роснефти" - от официальных комментариев отказались. Только в приватном разговоре по телефону представитель пресс-службы ОАО НК "Роснефть" Владимир Воевода пояснил ситуацию. Вот цитата из этого разговора: "Чтобы не говорили на НПЗ, там существует отпускная цена - это однозначно! ... Специально цены мы не повышаем, но и благотворительностью заниматься не собираемся. Единственный критерий для нас - это рынок".
Ценовой политике "Роснефти" эксперты уже нашли своё объяснение и рядом не стоящее с законами рынка. Попросту "Роснефть" является генеральным спонсором предстоящей Олимпиады в Сочи. Олимпиада состоится в 2014 году. Цены на топливо, по всем прогнозам, будут расти аккурат до конца 2013 года. На вопрос "куда уходят собранные сверхдоходы", ответ напрашивается сам собой.
"Ситуация, которая происходит на бензиновом рынке, не вписывается ни в какие объективные законы экономики. Скажем, сезонный фактор, отсутствует. В этом году они ссылаются на акцизы, в следующем году будут ссылаться на какие-то другие факторы. Но так или иначе повышать будут. Такова политика", - говорит Виктория Дорофеева, кандидат экономических наук.  

Против такой политики будут выступать иркутяне. Интернет-форумы пестрят сообщениями о митинге против повышения цен. Он назначен на 9 февраля. Не факт, что глас народа будет услышан, но возмущённые иркутяне уверены: главное - высказать свою гражданскую позицию. В Братске же подобных инициатив нет. 
Автор