Специальный репортаж: НЕбезопасное такси. Как уберечься от лихачей?

Каждый день братские таксисты десятки раз нарушают правила дорожного движения! Таксисты попадают в аварии, а пассажиры всё чаще пишут жалобы в надзорные органы. Но от этого услуги частных извозчиков безопаснее не становятся. Почему? И как защитить себя, вызывая машину с "шашечками" - расскажет Ксения Шилова в "Специальном репортаже".

Несмотря на мороз, Сергей предпочитает общественный транспорт. Хотя раньше постоянно ездил на такси. Свои привычки мужчина изменил осознанно. После того, как по вине таксиста-лихача сломал себе руку.
"Сел на переднее сиденье и просто попал в аварию. Наш водитель был не виноват, но ему навстречу выехала другая машина такси, и с места происшествия она просто скрылась. Вот тогда я понял, что перед таксистами просто не защищён. Никакой виновник не наказан, и у меня есть стойкое подозрение, что тот же таксист, который стал виновником ДТП, и сейчас и развозит людей", - рассказывает Сергей, пострадавший.
Подобных историй в Братске десятки. Статистика этой осени больше напоминает сводки с боевых полей:
"26 октября. В районе нового кладбища таксист на высокой скорости вылетел на встречную, врезался в "скорую". Погиб пассажир такси. Водители и фельдшер "скорой" попали в больницу".
"29 октября. На автодороге "Братск-Усть-Илимск" такси лоб в лоб столкнулось с грузовиком. Водитель такси погиб".
"9 ноября. На перекрёстке улицы Курчатова и федеральной трассы водитель такси не уступил дорогу гружёному "КаМАЗу". Травмы получили несколько человек".
"11 ноября. На пересечении улиц Янгеля и Рябикова водитель такси въехал в столб из-за конкурента из другой фирмы такси. Пострадали два человека".
Милиционеры пытаются остановить череду аварий. В Братске, Энергетике и Падуне 36 фирм такси, и за каждой следит отдельный сотрудник ГИБДД! Но ни спецрейды, ни штрафы ситуацию кардинально не меняют. Тяга водителей к быстрым деньгам пока сильнее.
"С начала года в Братске зарегистрировано 15 ДТП с участием фирм такси, в которых 2 человека погибли и 18 получили травмы различной степени тяжести. Ежедневно сотрудниками ГИБДД выявляется порядка 20-25 нарушений правил дорожного движения, которые осуществляют перевозки на коммерческой основе", - констатирует Дмитрий Никонов, старший инспектор пропаганды ОГИБДД УВД Братска.
По данным специалистов, чаще всего водители такси превышают скорость и нарушают права пассажиров. В этом году в отдел по защите прав потребителей поступило 15 жалоб - на кражи сумок, на отказ бесплатно перевозить ручную кладь, на завышение цены проезда и - внимание! - на нарушение сроков перевозки! По закону, пассажир вправе требовать с фирмы такси неустойку, если машина приехала позже обещанного срока. НО! чтобы суметь доказать свою правоту, всем нам тоже нужно научиться ездить в такси в соответствии с правилами пассажирских перевозок.
"Каждый потребитель, садящийся в такси, должен знать, что он имеет право получить у водителя чек обязательно. Что касается междугородних перевозок, тоже также потребитель должен знать, что он обязательно имеет право получить проездной с реквизитами. Что касается ручной клади, обязательно выделяется квитанции на провоз", - объясняет Татьяна Колесникова, главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске.
Кроме того, диспетчер обязан вам сообщить номер вашего заказа. А во время отзвона сообщить не только номер и марку машины, но и фамилию, имя, отчество водителя. Конечно, на практике, добровольно это делают единицы. Поэтому пассажирам нужно самим требовать эту информацию! Другой вопрос: по каким критериям выбирать такси? В ГИБДД говорят, более надёжны фирмы, в которых большой автопарк, где водители перед выходом на линию проходят медосмотр, а машины - осматривает механик. Также важна кадровая политика.
"Ежедневно осмотр проводим во время пересменка, раз в неделю каждая машина заходит на ТО. При приёме на работу пакет документов стандартный: водительское удостоверение, паспорт, медицинская справка и распечатка ГИБДД об уплате штрафов. Знание города обязательно проверяем", - говорит Сергей Гущеня, механик фирмы такси.
Но ни один владелец таксофирмы не гарантирует вам вежливость всех водителей и не застрахует от несчастного случая. Опыт других городов показывает: решить все проблемы такси невозможно! Принятие особых законов о такси ведет к увеличению числа водителей-нелегалов. Этот путь прошли Москва и Краснодар. Высокие требования и жалобы пассажиров приводят к росту качества перевозок, но тут же начинают расти цены. Так, например, в Красноярске проезд в такси в среднем в 20 раз превышает стоимость билета в автобусе.
- В Братске главный плюс такси - невысокая и фиксированная цена. Поэтому с минусами нужно либо мириться, либо очень тщательно выбирать перевозчика. А в некоторых случаях - просто отказываться от услуг. Возможно, тогда нерадивые таксисты сами потянутся навстречу клиентам.
Автор