Как в аэропорту Братска решают проблему осадков

Обильные снегопады доставили немало хлопот главной воздушной гавани Братска. Снег здесь убирают каждый день. В противном случае приземлиться не сможет ни один самолёт. Снегоуборочная машина АС-4000 на вооружении сотрудников службы спецтранспорта более двух лет.

За это время новейшая техника ни разу не подвела. Огромный тягач, приводимый в движение двумя двигателями, развивает нешуточную скорость. Отвал длиною в пять с лишним метров позволяет за час очистить от снега площадь в 11 гектаров. Руководство службы с нескрываемой гордостью рассказывают о возможностях автомобиля.
"Очень удобна в обращении. Полностью электроника на ней установлена. В этом году аэродром ни разу не стоял. Не было закрытия. Для того чтобы полностью убрать полосу, машина отработать должна 2 часа. Потому что длина полосы 3160 метров и ширина 60 метров. Одной, конечно, машины не хватает. Хотелось бы ещё иметь три таких же. У нас обычно для того, чтобы аэропорт принял воздушное судно, работает три снегоуборочных машины. Современная только одна, а две старенькие, будем говорить так", - рассказывает Леонид Рубанович, начальник службы спецтранспорта.
Такого гиганта видно издалека. От снега очищается не только поверхность взлётно-посадочной полосы, но и обочины. Работа почти ювелирная. Ведь на земле установлено дорогостояще сигнальное оборудование. Сергей Камаев, нынешний водитель тягача, о своём прежнем автомобиле почти не вспоминает: "На этой машине конечно легче. Она уже более современная. Более комфортная. Раньше были маленькие кабинки, ничего не видно. А тут обзор хороший".  Очистить полосу от снега ещё полдела. Необходимо, чтобы она соответствовала требованиям безопасности. Сажать многотонный лайнер с сотней пассажиров на борту на голый лёд никто не позволит. За состоянием покрытия следит хитрый прибор.
- Аэродромная тормозная тележка. С виду обычный прицеп, на самом деле сложный электронный механизм. Он оценивает коэффициент сцепления. Проще говоря, насколько взлётная полоса скользкая.
Полученная информация моментально обрабатывается и поступает в распоряжение специалиста. От показаний прибора и человеческого решения во многом зависит, сможет ли аэропорт Братска принимать и отправлять воздушные суда. Нынешней зимой, закрывать порт не приходилось.
"Минимальное сцепление составляет 0,3 условных единицы. Ниже не допускается. Закрывается аэропорт. Минимальное сцепление у нас бывает обычно после морозов. Когда идёт потепление и образуется наледь. Стоит небольшому снежку пройти и вот оно. Минимум и даже ниже может быть", - сообщает Максим Добробабин, мастер аэродромной службы.
В аэропорту Братска надеются, что поступление новой техники "не за горами", тогда задержки вылета по причине плохих метеоусловий практически уйдут в прошлое.

Автор