Ангарская деревня разрушается

Архитектурный памятник "Ангарская деревня" под угрозой разрушения. Сегодня многие экспонаты деревянного зодчества гниют и разваливаются на глазах. И если их вовремя не реставрировать, через 5 лет Братск может и вовсе потерять уникальный объект.

- Сегодня в Ангарской деревне вообще ничего не реставрируют. Последний раз ремонтные работы здесь проводились этим летом. На четвёртой усадьбе. Из-за сильного ветра здесь обломилась "курица" - деталь, которая держит крышу. И весь настил из досок просто съехал вниз.
Музейные работники самостоятельно обматывают веревками разрушенные детали. Чтобы хоть как-то сдержать стремительное разрушение музейных экспонатов. Аварийные участки есть практически на каждой усадьбе.
Говорит Людмила Ященко, заведующая "Ангарской деревней": "Сейчас ещё много таких аварийных объектов, куда мы просто боимся пускать посетителей. То есть может обрушиться опять же крыша, полностью в некоторых местах сгнили потоки. То есть там уже помочь нечем. Лестницы заколачиваем досками, чтобы люди не поднимались и не калечились".
Чтобы восстановить все разрушенные экспонаты в "Ангарской деревне" необходимо ежегодно вкладывать в музей не менее 2 миллионов рублей. Научные сотрудники замахиваются и на более глобальное - воссоздание крепости Братского острога. Вот место, где она будет располагаться.

Над воссозданием Братского острога Александр Павлов работает уже второй год. Собирает исторический материал об особенностях строительства и архитектуры сибирских деревянных крепостей XVII века. Пока город имеет только одну из башен, которая сегодня находится в Ангарской деревне. Другая, как известно, расположена в Москве в селе Коломенское. Но в Братск её из-за ветхости не станут перевозить. Проще выполнить точную копию этого сооружения - новодел. Специалисты говорят, что это единственные угловые башни сибирских острогов, которые сохранились до нашего времени.
Александр Павлов, зам. директора по научной работе Братского городского объединенного музея рассказывает: "Братск вообще имеет уникальную возможность с большой исторической достоверностью воссоздать вот эту крепость. Причём, крепость эта отличается от, скажем, Илимской или Иркутской. Поскольку эта передовая пограничная крепость. Их было очень много. В Забайкалье они имели именно вот такую планировку – небольшие крепости с четырьмя угловыми башнями и проезжими воротами".
Как с точностью должны выглядеть проезжие ворота Александр Павлов выяснил, работая с документами в государственном архиве Санкт-Петербурга и в библиотеке Академии Наук. Над воротами часовня, а сбоку крытая галерея, которая служила казакам защитой от врагов. И предохраняла нижний сруб строения от осадков.
Александр Павлов: "Достоверно известны размеры нижнего сруба, который сохранился ещё в 1927 году. Линейные его размеры - длина, ширина, высота. И поэтому реконструировать эти ворота очень легко".

 В Братске нет специалистов, которые могли бы сделать проект реконструкции сибирской крепости с соблюдением всех архитектурных особенностей. Такие специалисты есть в Иркутске. По словам музейных работников, полное восстановление Братского острога может обойтись казне в десятки миллионов рублей.

Автор