«Бегают от меня по городу, хотя обещали вернуть деньги за бракованную дублёнку», – так о своей проблеме говорит братчанка Лидия Желева. Пенсионерка пожаловалась, что её и ещё несколько пожилых покупателей обманули.
Светлана КОРНЕВА, корреспондент БСТ: «Судя по праздничным шарам, магазин открылся недавно. Однако зайти внутрь и оценить товар не удаётся. Ведь, по словам некоторых пожилых братчан, продавцы скрываются от скандала».
Лидия Желева со смехом и досадой одновременно рассказывает историю своей неудачной покупки. 5 ноября на улице Кирова к братчане подошёл молодой человек, который попросил помощи с выбором подарка для бабушки. Пенсионерка согласилась, а после пожалела – из магазина Лидия Степановна ушла с обновкой за 25 тысяч рублей. Брак заметила только дома, а когда попыталась вернуть товар, продавцы предложили другую дублёнку.
Лидия ЖЕЛЕВА, купила бракованную дублёнку: «Прихожу домой, зрение у меня плохое. Там стала хвастаться соседке. Она молодая, смотрит, а дублёнка вся в белых пятнах. Я заявление написала (о возврате денег за товар – прим. автора), он куда-то там его отправил. Мне перезванивает женщина, представилась бухгалтером, сказала, что в течение трёх дней у них заявление рассматривается. Сказала записать номер конверта „237“ и на следующий день, 9-го числа, прийти, ребята деньги отдадут. Пришла я 9-го числа, а их там нет!».
Действуют по схеме, рассказывает Лидия Степановна. Одни завлекают, предлагают внести небольшую сумму «в качестве благодарности», а другие обхаживают невнимательных покупателей, одаривая комплиментами и предлагая скидки. По словам женщины, в эту историю поверили ещё несколько пострадавших.
Лидия ЖЕЛЕВА, купила бракованную дублёнку: «Женщина, которая там продуктами торгует, сказала, что я не первая уже. Она посоветовала идти в полицию, потому что столько людей приходило, жалуются все, а кто-то пошёл, кто-то не пошёл. Надо, чтобы заявления были! Я пришла на Индустриальный, написала заявление в полицию! Там сказали, что рассмотрим в течение трёх дней, ждите, мы Вам позвоним».
Вновь Лидия Степановна столкнулась с теми же людьми на улице Янгеля. Правда продавцы заявили, что они не причастны к фирме, у которой братчанка покупала вещи. Тем не менее, со слов пострадавшей, всё тот же бухгалтер предложила прийти 12 ноября и забрать деньги на месте. В назначенный час – лишь закрытые двери и ещё одна свидетельница схемы.
Дважды стала свидетельницей одной и той же истории: «Он говорит: „У вас в заначке денег нет?“ Я ему сказала, что были, но я детям на билеты отдала – всё им там рассказала! „Ну вы же пенсию получаете?“ Говорю, получаю. Но у меня нет таких денег! Я ушла, не попалась. Потом как-то я иду с Мира, и тоже молодая такая симпатичная девочка идёт и то же мне предлагает. Но я женщина прямолинейная, я ей сказала: „Хватит уже предлагать!“».
Место группа продавцов меняет часто. Дольше недели в одном помещении не задерживаются, а после быстро съезжают, меняя фирму, рассказывают женщины. Мы постарались связаться с представителями, которые общались с Лидией Степановной. Однако «бухгалтер из Москвы» трубку не взяла. А мужчина, которому Лидия Желева переводила деньги, сослался на то, что не имеет ничего общего с этой схемой.
Анастасия ЗЕЗИК, сотрудница пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области: «Если человек считает, что его убедили купить что-либо обманом, его деньги похитили, а права ущемлены, то имеет смысл обратиться в полицию для всестороннего разбирательства. В зависимости от обстоятельств, участникам такой авантюры может грозить уголовная ответственность в части несоблюдения требований предпринимательской деятельности и других статей УК РФ. В такой ситуации в идеале следует собрать как можно больше данных о произошедшем, чеки, видеозаписи, если такие имелись, и прочие сведения, которые помогут в доказательстве произошедшего».
По информации, которую удалось найти редакции БСТ, указанную в чеке фирму зарегистрировали 10 сентября 2025 года в Москве, но на печати из братского магазина – Челябинск. Зеркальное это предприятие, которое прикрывается реальным, или нет – неизвестно. Тем временем из помещения на улице Янгеля магазин уже съехал. По прошествии трёх дней местное отделение полиции тоже молчит, рассказала Лидия Желева.
Светлана КАУРОВА, пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Иркутской области: «Потребителям нужно быть внимательными при походе в наши магазины, то есть обязательно смотреть маркировку, ценник товара, потребовать документы на данный товар, если это нужно. Но, если вы уже столкнулись с такой проблемой, то необходимо обратиться письменно в управление Роспотребнадзора по Иркутской области. Каждый случай индивидуален, поэтому при направлении в наш адрес жалобы или обращения необходимо приложить копии документов либо чека».
На официальном сайте Роспотребнадзора жители могут узнать подробнее о приёме обращений в специальном жёлтом окне. Кроме того, всю необходимую информацию могут предоставить специалисты по номеру горячей линии Роспотребнадзора – 8 (3952) 259-830 (ежедневно 09:00–17:30). Если вы стали жертвой похожей схемы недобросовестного предпринимательства, обязательно напишите заявления в полицию и отделение Роспотребнадзора.