Андрей Артемьев рассказал, как в Братске «рождался» мамонт для иркутского зоопарка

Сегодня утром скульптура мамонта, изготовленная художниками из творческого объединения «Ярко» в Братске, заняла своё законное место. А руководитель группы авторов Андрей Артемьев поделился с БСТ историей работы над грандиозной фигурой.

Фото Андрея Артемьева

Почти четырёхметровая фигура давным-давно вымершего мамонта появилась сегодня утром в Октябрьском районе Иркутска. Мохнатого исполина доставили на полуприцепе из Братска, где по заказу руководства иркутской зоогалереи его изготовили местные художники. Руководитель творческого объединения «Ярко» Андрей Артемьев лично проследил, чтобы мохнатого гиганта максимально бережно и нежно сняли с платформы и установили на подготовленное основание.

Напомним, в минувшую субботу жителей Братска и Приангарья переполошило известие о мамонте, путешествующем через всю область на трале по федеральным трассам «Вилюй» и «Сибирь». Очевидцы фотографировались с ним, снимали на видео и делились кадрами в соцсетях и мессенджерах. По видеороликам можно было отследить весь его путь до Иркутска.

Как рассказал Братской студии телевидения Андрей Артемьев, фигуру огромного вымершего слона они изготовили для иркутской зоогалереи «Дом природы». 

«Нас нашла в соцсетях директор иркутского зоопарка, Людмила Евгеньевна. Ей понравились наши работы, и она предложила нам сделать оформление забора в новом зоопарке. А заодно спросила про скульптуры. Я сказал, что мы сможем такое сделать. А почему она выбрала именно нас – я не знаю. Она сказала, что почувствовала внутреннее принятие наших работ, отклик в душе.

Фото со страницы Иркутской зоогалереи в социальной сети «ВКонтакте»

Работа над скульптурой мамонта продолжалась три месяца, с середины июля. Она изготовлена из металлокаркаса и пенопласта высокой плотности, со специальным покрытием, и весит около тонны. Предельные размеры были продиктованы дорожными габаритами (у трала высота 0,8 метра, общая высота не должна превышать 4,5 метра). В результате рост мамонта в холке получился 3,6 метра, длина – 7 метров и ширина – 2 метра.

Сначала мы разработали эскиз и разработали 3D-модель. Её согласовывали с заказчиком: многое менялось, что-то возвращалось обратно. Потом распечатали миниатюру на 3D-принтере и сделали все замеры с учётом пропорций и масштаба.

Далее уже собрали металлический «скелет» по размерам и приступили к сборке – всё делалось вручную. Не везде получилось идеальное совпадение. В одном месте нам предлагали сделать фрагмент на станке с числовым программным управлением, но это привело бы к удорожанию скульптуры в четыре раза.

На этапе резки мы поняли, что на 3D-модели часть шерсти выглядит красиво потому, что выполнена в миниатюре. А в большом масштабе это выглядело некрасиво, поэтому мы внесли изменения. И на конечном этапе мы применили другую технологию. Если бы использовали стеклопластик в чистом виде, как предполагалось, то, скорее всего, не смогли бы сделать многочисленные меховые ворсинки - мамонт был бы более «пластиковым». Была задумка найти реальную шерсть, атмосферостойкую (стоять фигура будет на улице), но поиски успехом не увенчались. Наиболее близкой к нашим требованиям была фасадная солома из Китая, но непонятно было, как она поведёт после покраски».

Непростой задачей был выбор материала для бивней и хвоста – они должны быть максимально антивандальными. Перед погрузкой и транспортировкой их бережно обернули в мягкий материал, чтобы не повредить.

«На различных этапах в работе над мамонтом были задействованы 13 человек. Я как руководитель проекта, организатор, идейный вдохновитель и технолог, два 3D-модельера, мастер по подготовке и печати модели, размерам и каркасу, мастер по резке и сборке, помощник мастера, резчик шерсти, три мастера по набору защитного слоя и фактуры мамонта, две художницы и помощник-разнорабочий».

Главным «Папой Карло» для братского мамонта стал Артём Лямин. Несмотря на то, что опыта работы над скульптурой настолько большого масштаба у него не было, он смело взялся за дело. А смелость была не лишней, ведь работать приходилось практически на четырёхметровой высоте, выполняя почти акробатические трюки. Но после сборки формы ему пришлось передать эстафету – добираться с двумя пересадками из Центрального района было долго и не слишком удобно.

«На погрузке нам очень помогли двое мастеров с кран-бортом, они прямо с энтузиазмом помогали, я им очень благодарен! Соседи по гаражу дали две рохли (гидравлический подъёмник) и ещё две я взял у знакомых – спасибо им! И последними участниками проекта стали водитель трала (он же внезапно оказался оператором и PR-менеджером путешествующего мамонта, выложив ролик о нём в социальную сеть – примечание автора) и менеджер по перевозке», – поделился Андрей Артемьев.

Мамонт занял своё место на отвесной площадке на склоне, откуда открывается шикарный вид. И после завершения строительства станет частью необычной фотозоны, на радость детворе и взрослым.

«Имени у мамонта пока нет, – признался Андрей Артемьев. – Но, возможно, оно появится после его установки его на площадку в зоопарке».

Автор