Росавиация по итогам поверки аннулировала ещё один сертификат иркутской авиакомпании «Ангара». На этот раз её лишили права самостоятельно готовить авиатехников и бортмехаников для работы в компании. Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на пресс-службу Росавиации.
Лишение сертификата авиационного учебного центра (АУЦ) означает, что «Ангаре» теперь придётся пользоваться образовательными услугами сторонних сертифицированных организаций. Так же, как и в случае с техобслуживанием воздушных судов.
Всё это ведёт к дополнительным расходам, но на безопасности полётов не сказывается. Или сказывается, но в лучшую сторону. Ведь эксперты, привлечённые Росавиацией, установили, что в АУЦ «Ангары» допускали нарушения федеральных авиационных правил (ФАП-289), регулирующих подготовку авиаперсонала.
До недавнего времени учебный центр «Ангары» готовил бортмехаников и специалистов по техобслуживанию вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-24/26 (парк иркутского перевозчика состоит из воздушных судов этих типов).
Внеплановая проверка в авиакомпании «Ангара» началась после катастрофы с самолётом Ан-24 в Амурской области 24 июля. В результате падения и возгорания воздушного судна погибли 43 пассажира и шестеро членов экипажа.
Как сообщили «Известия» со ссылкой на письмо руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова главам авиапредприятий, крушение могло произойти из-за путаницы с определением высоты. Приборы показывали высоту над уровнем моря, а пилоты могли подумать, что точкой отсчёта была поверхность аэродрома, и чрезмерно снизились.
При расследовании катастрофы выяснили, что во время снижения экипаж установил на барометрических высотомерах давление по QNH (международные правила с использованием нулевой отметки на уровне моря). Однако при проходе контрольной точки командир доложил диспетчеру о высоте 1100 м, что соответствует QFE (советские правила измерения высоты от уровня полосы на аэродроме). Подтверждают эту версию и записи переговоров экипажа.
Маршрут пролегал через Хабаровск, Благовещенск и Тынду. При этом Хабаровск работает по советскому стандарту QFE, а Благовещенск (Игнатьево) и Тында — по международному QNH. Воздушную гавань в Тынде перевели на новую систему лишь в прошлом году. По словам лётчиков, для пилотов старых самолётов (к ним относится и Ан-24) двойные стандарты могут быть проблемой из-за отсутствия современной автоматики.
Впрочем, выводы эти предварительные, и говорить о причинах трагедии пока рано – подчеркнули в Росавиации.
Облачность и ливень помешали экипажу увидеть полосу, а диспетчеры не сумели скорректировать курс, так как метка Ан-24 на экране радиолокационной обстановки отсутствовала. В итоге борт зацепился за кроны деревьев на склоне горы и рухнул.
По словам экспертов, после 2011 года аэродромы в России постепенно переводят с советской системы определения высоты в метрах от уровня взлётно-посадочной полосы (QFE) на международную – в футах от уровня моря (QNH). Некоторые воздушные гавани по-прежнему работают по советским стандартам, некоторые – по международным, и это может вызывать путаницу. Дмитрий Ядров призвал обучить лётчиков и диспетчеров работе с международной системой, чтобы избежать новых трагедий.