Научные сотрудники «Ангарской деревни им. О. Леонова» вернулись из очередной экспедиции

Сотрудники Ангарской деревни вернулись из очередной этнографической экспедиции. Они провели неделю в Усть-Удинском районе, где общались с местными жителями и собирали сведения о быте предков – ангарцев, тех, кто жил на Верхней Ангаре. Подробностями учёные поделились со съемочной группой БСТ.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Энтузиазм научных сотрудников музея под открытым небом привёл их на правый берег Братского водохранилища. Объект интереса – устные сведения, которые они добывали во время общения с людьми 1930-1940 годов рождения. Пожилые делились воспоминаниями о давних традициях, быте и культуре, которые им удалось сохранить со времён переселения из зоны затопления водохранилища. Это началось в конце 1950-х: многие переносили дома и изготавливали глинобитные печи.

Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Кирпича еще было мало, и они использовали такие архаичные технологии. И в этом районе – это есть только в этом районе – делали небольшие выемки в углах глинобитных печей и называли их «камин». Там жгли лучину, использовали для освещения. В других районах Ангары такого не было».

За неделю участники экспедиции исследовали более десяти поселений. Среди них: Светлолобово, Молька, Лобагай, Малышевка и Игжей. Рассказывают, им посчастливилось пообщаться со старожилами. Самому возрастному было 96 лет.

Иван КОЛЕСНИК, волонтёр архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня им. О. Леонова»: «Поразило, насколько эти старожилы и старики бодрые, сохраняют ясность мысли. Речь чистая, связная, память кристальная, всё помнят. Да, кого-то подводит здоровье… Например, мы были в посёлке Игжей, встречались со старожилом дядей Толей. Нам сказали, что он сейчас выйдет. Ему 90 лет. Вышел мужчина. На вид лет 60-70. Мы засомневались, решили, может быть, это сын дяди Толи. Нет, дядя Толя. Какого года? 35-го».

Помимо уникальных сведений об обрядах и особенностях местного наречия, некоторые жители приангарских глубинок демонстрировали научным сотрудникам и устное творчество.

Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Хорошо исследовали Боханский район. Там до сих пор люди по-прежнему делают квас, ставят на квасниках как в старину. Квасники – такие заготовки из ржаной муки и солода. Их запекают в печи всю зиму, а потом всё лето ставят на них квас. В том числе и пиво на них делали. Что интересно, на нижней Ангаре на них еще и кашу делали – кутью, сладкую».

Для многих поселений Ангара была одной из главных кормилиц. Например, вода в ней была даже чище, чем в колодцах.

Михаил БЕЛУСОВ, младший научный сотрудник музея «Ангарская деревня»: «Кроме того, что она является кормилицей, она брала свои жертвы. Нам много рассказали историй о том, как тонули на Ангаре. Допустим, были наледи на Ангаре, трёхметровые торосы, среди которых можно было легко заплутать и утонуть в полынье».

*Торо́с, Торо́сы или Торо́сья – нагромождение обломков льда, до 10–20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова.

*Полынья – это участок открытой воды среди льда на реке, озере или море. Она может образовываться из-за быстрого течения, выхода грунтовых вод, сброса теплых вод, или действия ветра.

Экспедиция – часть проекта «Люди большой реки», который стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Впереди у научных сотрудников музея под открытым небом еще как минимум две экспедиции в самую нижнюю часть Ангары и не только.

Автор