Погружение "Миров"

Они называют себя гидронавтами. Несколько маленьких рачков поднятых со дна вызывают бурю эмоций и это неслучайно. Ведь речь идет о работе специалистов глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". О погружении "Миров" в волшебные воды Байкала - в репортаже наших иркутских коллег из телекомпании НТС.

Даже в 21 веке на Земле остаются места, куда не ступала нога человека. На большие глубины, какие есть, к примеру, на Байкале, даже водолазам практически невозможно попасть. Поэтому изучать их можно только с помощью аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". Накануне они начали свою работу в рамках второго этапа экспедиции по изучению флоры и фауны. Чтобы рассказать о ней, наша съемочная группа, несмотря на дождь и сильный ветер, на специальном буксире отправилась к месту погружений.
Всем Байкальским ветрам назло. Дождь и волны "Мирам" не страшны - эти аппараты единственные в мире могут погружаться при шторме силой в четыре балла. Но байкальский ветер непредсказуем, а значит, может усилиться в любую секунду и сорвать первый спуск.
"С утра ветер был более сильный, и, конечно, он ограничения накладывал, но сейчас погода переменная. Такого ветра нет. Когда подойдем к точке спуска, примем окончательное решение", - говорит Сергей Черняев, пилот аппарата "Мир-2", Герой России.
Первая точка - в километре от Листвянки. Дождь усилился, но ветра уже нет, поэтому гидронавты решают погружаться. В этом месте исследования никогда не проводились. Глубина около семисот метров - по меркам гидронавтов небольшая, - но устанавливать рекорды сегодня никто и не собирается. Задача - исследовать рельеф дна и, возможно, найти новые формы жизни. Специально для этого в носовой части "Мира-2" устанавливают сачки-ловушки.
Интересное ищут два аппарата. В каждом три человека экипажа - опытные, всемирно известные гидронавты. Капитан "Мира-2" Герой России Сергей Черняев погружался даже на дно Северного ледовитого океана. Пилот отвечает за сохранность дорогостоящего оборудования и за жизнь всего экипажа. Миры могут работать на глубине более суток. На этот случай у каждого члена команды сухой паек: чай, шоколадка и бутерброд.
Сегодня под водой ученые пробудут около трех часов - час на погружение, час на подъем и всего час на исследования, которые могли и не начаться. Правительство Франции попросило "Миры" для поиска черных ящиков на месте крушения самолета в Атлантическом океане. Но переброску в обозначенные сроки посчитали технически невозможной, а батискафам испытаний хватило и здесь, на Байкале. "Мир-1" заблудился в подводных скалах и получил небольшое повреждение хвостовой части, образовалась течь.
Связь с палубой гидронавты держат по рации. Сообщают - повреждение несерьезно и "Миры" всплывают строго по плану. Погрузить их на корабль - процесс не менее сложный, чем работа на глубине. Сейчас батискафы обслуживают около пятидесяти человек. Правда, первыми героями дня становятся не они и даже не гидронавты, а рачки-гаммарусы, которые попались в ловушку. Это известные виды, но на дне озера исследователи все же нашли кое-что необычное.
"Мы нашли на дне несколько вещей - бутылку и банку. Странно, в центре ныряли, а такого не видели", - рассказывает Михаил Слипенчук, председатель попечительского совета фонда содействия сохранению Байкала.
Первое погружение, несмотря на все капризы природы, прошло успешно. Оба аппарата в целости и сохранности доставлены на борт корабля-носителя. Впереди еще два месяца плодотворной работы и новых научных открытий, хотя, как говорят сами гидронавты, чтобы разгадать все загадки Байкала, и тысячи погружений будет мало.
Автор