ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» оштрафовали на 300 тысяч рублей за нарушения при строительстве подвесных переходов на Ольхоне

На 300 тысяч рублей оштрафовали ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», подрядчики которого допустили нарушения при строительстве подвесных мостов на Ольхоне. Кроме того, возбуждено уголовное дело.

Фото: Марина Кирьянова

Строительство подвесных мостов на одном из туристических маршрутов по острову Ольхон обернулось крупным штрафом. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Заповедное Прибайкалье» по результатам рассмотрения иска прокуратуры должно будет выплатить 300 тысяч рублей за нарушения, допущенные подрядной организацией. Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на пресс-службу Прокуратуры Иркутской области.

Напомним, в июле текущего года для снижения антропогенной нагрузки на флору острова Ольхон и сохранения редких растений, занесённых в Красную книгу РФ, начали строительство переходов, смотровых площадок и подвесных мостов на мысе Саган-Хушун (Три брата). Однако местные жители возмутились и потребовали остановить работы. Мыс является священным для бурятского народа местом.

Ольхон расположен на особо охраняемой территории Прибайкальского национального парка, и «Заповедное Прибайкалье» несёт ответственность за соблюдение повышенных требований, контролируя происходящее на острове.

Однако на этот раз в противоречие вступили два ведомства – федеральное и региональное, отвечающие за сохранность окружающей среды и археологических памятников. Областная Служба по охране объектов культурного наследия выступила в защиту выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Городище „Саган-Хушун”». По данным сотрудников службы, подрядчики «Заповедного Прибайкалья» не согласовали с ними запланированные работы и при установке опор для подвесных мостов могли навредить городищу.

Прокуратура встала на сторону археологов.

Между тем городище пока не имеет утверждённого статуса памятника. Его экспертиза была проведена ещё пять лет назад, в 2019 году, но федеральный суд всё ещё не принял соответствующего решения. Однако и присутствие объекта в списке выявленных объектов налагает определённые ограничения на работы на территории городища. Кроме того, ещё 43 года назад решением исполкома Иркутского областного Совета народных депутатов № 264 от 19 мая 1981 года мыс Саган-Хушун был объявлен памятником природы.

Тем не менее Прокуратура Ольхонского района по результатам проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия возбудила дело об административном правонарушении по части 3 статьи 7.13 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Поскольку на мысе «были повреждены почва и скальные породы и изменён внешний облик памятника природы».

«Земельные работы в нарушение требований федерального законодательства не согласовывались со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, а также проведены в отсутствие предварительных проектных работ, направленных на обеспечение сохранности объекта археологического наследия», – сказано в сообщении прокуратуры.

Ольхонский районный суд удовлетворил иск прокуратуры и оштрафовал ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на 300 тысяч рублей.

Но и это ещё не всё – руководителю учреждения грозит и уголовная ответственность. Ущерб, причинённый подрядчиками при строительстве подвесных мостов на мысе Саган-Хушун, оценили в 182 тысячи рублей. Уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ «Повреждение объектов культурного наследия» расследуют сотрудники полиции

Отметим, что подобные юридические противоречия на Ольхоне и побережье Байкала не редкость. Любое строительство и благоустройство там до недавних пор упиралось в экологические ограничения. Но происходящее на мысе Саган-Хушун – юридический казус. По словам сотрудников «Заповедного Прибайкалья», настилы и подвесные мосты нужны, чтобы толпы туристов не вытаптывали редкие растения и не уничтожали тонкий плодородный слой. Это своего рода компромисс между полным запретом посещения Ольхона и уничтожением его уникального растительного мира (а следом – и животного).

В конце октября на площадке Общественной палаты Иркутской области состоялась дискуссия по поводу спорного строительства на Ольхоне. Местные жители и гиды высказались против мостов, так как они портят вид и нарушают облик заповедного места.

«Наше учреждение осуществляет не только развитие туристической деятельности, а прежде всего является природоохранным. То есть все действия должны быть направлены на сохранение природы и Байкала в целом. И такие задачи перед нами ставит государство. Туристическая деятельность и сохранение природы напрямую взаимосвязаны между собой. Не может быть одного без другого. Мы все прекрасно понимаем, что остров Ольхон посещает очень большое количество туристов и, соответственно, необходимо создавать условия для развития туризма, но при этом не забывать и о сохранении природы, – сказала заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по развитию познавательного туризма и экологическому просвещению Екатерина Сливина. – Я считаю, что изымать мосты ни в коем случае нельзя, потому что люди там перемещаются хаотично и залазят на скалы, несмотря на предостережения. Нужно организовать безопасные переходы в одном месте, для того, чтобы люди находились под присмотром. Сейчас произошли изменения в законодательстве, в том числе и в вопросе усиления безопасности пребывания на маршрутах национальных парков. Сейчас вся ответственность за безопасность туристов на этих маршрутах ложится и на учреждения тоже».

Не в пользу позиции «Заповедного Прибайкалья» говорит то, что работы на мысе начались ещё летом, а заключение геологической экспертизы планировалось получить лишь в конце октября–ноябре. В то же время защитники городища утверждают, что скальные породы не выдержат нагрузки.

«Мыс сложен древними архейскими и протерозойскими кристаллическими породами, одним из свойств мраморовидного известняка является то, что во время дождя он напитывается влагой, и в том месте, где ещё недавно было безопасно, может произойти обрушение скальника от дополнительной нагрузки в местах крепления подвесных мостов. Конструкции будут стремительно разрушать мыс, особенно за счёт вибрации мостов в ветреную погоду», – сказано в петиции противников строительства переходов.

Автор