Тренер по боксу Даниил Волохо: «Проявить во всей полноте свою пользу – вот для чего мы живём»

Даниил рассказал, как стал тренером и попал в Центр спортивных единоборств «Сокол», в чём разница между профессиональным и любительским боксом, и почему хулиганам тяжело в этом виде единоборств.

Фото: Дмитрий Шибанов

Даниил Волохо:
– тренер по боксу в Центре спортивных единоборств «Сокол» г. Братска,
– серебряный призёр чемпионата РФ по боксу,
– КМС.

– Даниил, ты сам с Тайшета, а высшее образование получал в Иркутске. Как попал в Братск?

– Порой мне кажется, что всё происходящее в моей жизни предопределено. Господь всегда был рядом, направляя меня на этом пути. В какой-то момент я осознал, что профессия выбрала меня.

Я окончил юридический университет в Иркутске и полгода искал себя, выстраивая внутренний диалог. Понял, что юридическая сфера утратила свой смысл из-за определённого скептицизма, связанного с отсутствием уровня законности. Я жаждал найти альтернативу юриспруденции, в рамках которой я мог бы чувствовать себя артистом, художником, горячо влюблённым в свое дело. Я осознал, что помимо юриспруденции есть ремесло, которое я знаю гораздо лучше и дольше. Разумеется, это бокс, которым я был увлечён и в который был интегрирован на протяжении почти двадцати лет! В частности меня притягивала тренерская деятельность.

Спустя некоторое время мне поступило предложение от Евгения Зенкина (бывший управляющий директор БрАЗа – прим. ред.) переехать в Братск и заняться педагогической деятельностью, а именно — учить детей боксу в Центре спортивных единоборств «Сокол».

В Братске существует серьёзная проблема с кадрами, особенно среди тренеров. Сегодня на город с населением более 200 тысяч человек всего четыре тренера по боксу. Огромный отток молодёжи! Я, знаете, тот человек, который не боится ставить под сомнение устоявшиеся традиции и подходы. Мне нравится искать нетривиальные пути и находить альтернативные решения, ведь именно в этом, на мой взгляд, заключается возможность для роста и изменения. 

И что вы думаете? Я не ошибся. Сегодня у меня занимается около семидесяти детей и более тридцати взрослых. Дети и их родители уважают, понимают и любят меня, и эти чувства взаимны. Я чувствую и ощущаю, что для меня, моей семьи и жителей города есть возможность для развития и невероятного роста.


Фото: Дмитрий Шибанов


– Твоё отношение к UFC? Набирающим сейчас популярность различным лигам боёв на голых кулаках типа RCC Hard и, конечно, к поп-MMA и их треш-токам?

– Моё отношение к лигам UFC, RCC, Hardcore и поп-MMA умеренно отрицательное. Я считаю, что сравнивать эти лиги с олимпийскими дисциплинами и видами спорта неуместно, поскольку в их основе часто лежит коммерческий интерес промоушена. (И не всегда спортсменов).

Треш-ток в профессиональном спорте может быть увлекательной и даже интеллектуально насыщенной историей, если противники рассматривают его как формат некого искусства.
Однако в таких лигах, как Hardcore, и фрик-боях в поп-MMA можно часто встретить необразованных (мягко говоря) участников, которые исключительно ограничиваются ненормативной лексикой, что противоречит спортивному поведению и профессиональной этике.

Я уверен, что данные лиги имеют право на существование, но считаю необходимым внедрение определённых ограничений и строгих правил. Популярность этих дисциплин объяснима: они зрелищны, вызывают множество эмоций и часто содержат элементы жестокости и крови. Однако я обеспокоен тем, что такие форматы могут способствовать развитию деструктивных установок и нормализации насилия, особенно среди молодёжи. Уверен, что агрессия, насилие и жестокость не должны формировать поощрительную культуру в обществе.

– В таких единоборствах, как дзюдо и самбо, помимо физической подготовки, уделяется внимание философии и кодексу. Например, в кодексе дзюдоиста прописаны такие понятия, как скромность, уважение к окружающим, верность в дружбе и другое. В нашем отечественном самбо говорится, что это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину. А какие идеологические нормы закладывает современная школа бокса РФ?

– Знаете, мне очень сложно говорить о том, какие идеологические нормы закладывает современная школа бокса в России (в лице Федерации бокса РФ). Но я абсолютно уверен в том, что в тренировочном процессе философию (общие мировоззренческие позиции) или, как вы говорите, идеологические нормы закладывает тренер, и делает он это индивидуально, исходя из своего профессионального опыта, ценностей и жизненных подходов. И, в общем, я думаю, что данная философия передаётся по наследству, от тренера к тренеру. Вот и от моего тренера передалась.

Один точный и правильный афоризм от моего тренера: «Великим боксёром можешь ты не быть, а человеком быть обязан!». Мне кажется, это очень правильно. Ведь быть человеком – это ежедневный выбор, который приносит пользу как самому человеку, так и окружающим, городу и стране. Проявить во всей полноте свою сущность (пользу) – вот для чего мы по-настоящему живём.

Я, разумеется, доношу данную идею и мысли до своих подопечных немного под другим углом и видением. Для меня важно воспитать добрых, порядочных, осознанных людей.

– Понятно, что в секцию бокса отдают слабых и нерешительных мальчишек. Но ведь часто приходят ребята с девиантным поведением, которые, наоборот, хотят научиться не защищать себя, а нападать и завести точно таких же друзей, чтобы держать в страхе школу или район. Что тогда делаешь или делаете своим тренерским коллективом?

– Мне кажется, что модель «ребят с седьмого микрорайона» или, как вы говорите, с девиантным поведением уходит. Их становится всё меньше и меньше. Я думаю, что такие ребята не идут в секцию бокса просто по одной причине: бокс требует огромной дисциплины, легитимной конкуренции и постоянства. На моей практике было всего несколько таких представителей, и они не выдержали. Обычно через две–три недели они заканчивают свою «успешную» боксёрскую карьеру.

Они просто не могут выдержать психологической, в первую очередь, и физической нагрузки из-за своей распущенности, а также отсутствия ответственности и исполнительности. В конце концов, всегда есть тренер, который требует полной самоотдачи. Когда в тренировочном процессе у тренера «всё по полочкам», а его подопечные всегда настроены на высокий результат, очень сложно вести себя как-то иначе. Такой, знаете, естественный отбор.

Я считаю, что такая ситуация – это скорее атавизм и стереотипы о боксе, которые зародились в 90-х. Сейчас совершенно другая, по-своему уникальная и прогрессивная, молодёжь, которая решает свои, казалось бы, неразрешимые вопросы совершенно по-другому.
 


Фото: Дмитрий Шибанов

– Даниил, объясни для читающих дам, чем отличается профессиональный бокс от любительского? И почему чемпион Олимпиады – это не профессиональный боксёр?

Профессиональный и любительский бокс – это разные форматы бокса с «эксклюзивными» характеристиками.

Подконтрольность: профессиональный бокс регулируется множеством организаций (WBC, WBA, IBF) с различными правилами, тогда как любительский под эгидой AIBA с едиными стандартами.

Весовые категории: в профессиональном боксе 17 категорий, в любительском – 10.

Количество раундов: профессиональные бои – от 4 до 12 раундов по 3 минуты; любительские – 3 раунда по 3 минуты.

Амуниция: в любительском боксе защитные шлемы обязательны, а перчатки – ограничивающей конструкции.  Профессионалы выступают без шлемов.

Одежда: профессионалы используют минимальную экипировку, тогда как любители должны носить специальную форму, соответствующую цвету угла.

Олимпийские чемпионы могут быть высококлассными и очень даже профессиональными спортсменами. Исторический факт!

На протяжении всего существования бокса лишь трое боксёров стали трёхкратными олимпийскими чемпионами, а это значит быть лучшим и конкурентным на протяжении двенадцати лет, вдумайтесь в эту цифру, тогда как профессиональных чемпионов в десятки раз больше, что подчеркивает уникальность и тернистость Олимпийского бокса.


Фото: Дмитрий Шибанов
 

Автор