В октябре продажи грузовиков в России составили 13,246 тысячи единиц, что на 28,8 % больше, чем в сентябре, при росте всего на 1,8 % по сравнению с октябрём прошлого года, согласно данным аналитического агентства «Автостат». Фактически рынок вернулся к показателям 2023 года. В августе наблюдалось снижение на 32,5 % по сравнению с прошлым годом, а в сентябре – на 24,5%. В оба этих месяца продажи грузовиков едва превышали 10 тысяч единиц, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Известия».
Российские большегрузы – лидеры продаж
Лидером продаж остается КамАЗ, реализация которого в октябре увеличилась на 5 % – до 2 539 машин, что дало ему 19 % рынка. На втором месте – Sitrak («Ситрак») с 1 960 реализованных грузовиков (15 % рынка), хотя его продажи снизились. Shacman («Шакман») (1 841 шт.) и DongFeng («ДунФэн») (1 347 шт.) показали рост на 3 % и 84 %. FAW оказался на пятом месте, продав 1 100 машин (-31 %).
В сегменте LCV (малотоннажный грузовой автомобиль – прим. ред.) преобладают российские бренды, такие как «ГАЗ», «УАЗ», Lada («Лада») и Sollers («Соллерс»), с единственным китайским представителем в топ 5 – DongFeng.
Китайские грузовики покрывают дефицит
По мнению экспертов, китайские марки сохраняют своё преобладание в сегменте грузовых автомобилей.
«Российские производители не могут покрыть дефицит, возникший после ухода европейских, японских, корейских брендов, так как расширить производство в несколько раз за короткий период невозможно. Популярные в России китайские машины созданы в партнёрстве с европейскими производителями, например с MAN (автомобильный концерн, европейское акционерное общество открытого типа – прим. ред.), и в определённой степени обладают привычными характеристиками, что делает их привлекательными для потребителя», – отметила руководитель Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи.
По данным НАПИ, китайские грузовики сейчас занимают около 65 % рынка, а в сегментах тягачей, самосвалов и строительной техники их доля достигает 73–80 %. Основными проблемами остаются сервис в регионах и доступность запчастей, что понимают сами китайские производители. Sinotruk («Синотрук»), например, открыл представительство в России для поддержки брендов Sitrak и Howo («Хово»), а также развития дилерской сети.
В России стали производить больше грузовиков
Производство грузовиков в России уже превысило досанкционные показатели: за девять месяцев 2021 года выпустили 129 тысяч машин, в то время как за три квартала текущего года – 141 тысячу (+17,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
Российские производители также осваивают новые сегменты: в декабре на выставке Comtrans («Комтранс») новинки представит марка Altai Trucks («Алтай Трак»). АО «Романов» покажет флагманские модели повышенной проходимости под брендом БАЗ с независимой подвеской и формулой 6×6. Все компоненты грузовиков производятся на территории России и Белоруссии.
Запасы по старой цене
По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, на высокие показатели продаж в прошлом месяце сказались результаты конца сентября и первой половины октября.
«Это попытка запастись машинами по старой цене, потому что с новым утилизационным сбором они сильно подорожали», – рассказал он.
Эксперт отметил, что статистика отражает не фактические отгрузки, а регистрацию транспортных средств. Также не все машины, выпущенные КамАЗом, фиксируются в открытых данных. Первая неделя октября показала рекордные результаты для всех сегментов, включая грузовики, продажи которых выросли на 19,4 % до 3 289 единиц. Однако к третьей неделе наблюдается тенденция снижения продаж, показывают данные «Автостата».
«Наиболее существенную долю дали именно эти „ажиотажные“ машины, которые приобретались клиентами по принципу „завтра будет ещё дороже“, а не потому, что рынок вдруг пошёл вверх, и у бизнеса выросли потребности», – считает управляющий партнёр ААА «Траксервис» Валерий Кузьмин.
Что будет дальше
Аналитическое агентство «Автостат» рассматривает перспективы сегмента сдержанно оптимистично.
«Показатель октября достаточно интересный. Сейчас первый месяц, который выбивается из общего тренда, до этого мы наблюдали плавную стагнацию. Может быть, это показатель того, что дальше рынок будет балансировать в коридоре 10–12 тысяч [штук]. Это хорошо. Можно ожидать, что в следующем году после небольшого падения рынок грузовиков стабилизируется и, возможно, начнёт понемногу прирастать», – считает генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.
Татьяна Арабаджи отметила, что в 2023 году были проданы рекордные 143,8 тысячи новых грузовых автомобилей, что помогло удовлетворить отложенный спрос с 2022 года. В результате в 2024 году продажи оказались ниже, чем в предыдущем году.
Несмотря на рост продаж в октябре, пока за десять месяцев текущего года рынок снизился на 10 % по сравнению с январём–октябрём прошлого года. Всплеск продаж в октябре может быть связан с ожиданиями роста цен на грузовики из-за повышения коэффициентов утилизационного сбора с 1 октября и последующего роста с 1 января 2025 года. В преддверии повышения коэффициентов завозилась техника, которую продают пока ещё по старым ценам.
«Для того чтобы превзойти показатели прошлого года, в ноябре и декабре должно продаваться не менее 19 тысяч новых грузовиков в месяц, что выглядит маловероятным. Если в два последних месяца продажи сохранятся на уровне октября, то можно ожидать снижения рынка на 5–6 %», – рассказала руководитель Национального агентства промышленной информации.
Прогноз – охлаждение на рынке грузовиков
Дилеры грузовиков уже замечают резкое снижение спроса и минимум на 40 % падение обращений.
«Прогнозировать какой-то подъём рынка и дальнейший рост абсолютно беспочвенно, так как все реальные ковенанты (условия, нарушение которых должником даёт кредитору право на определённые действия – прим. ред.) рынка стали только жёстче и имеют потенциал на дальнейшее охлаждение. Помимо прогноза на 23 % по ставке ЦБ в декабре не будем забывать об изменениях в налоговой системе с 2025 года – о повышении налога на прибыль до 25 %, введении НДС для УСН, планах по изменениям в системе контроля рынка грузоперевозок плюс о дефиците водителей, росте зарплат и других проинфляционных факторах», – рассказал Валерий Кузьмин.
По его словам, в ноябре–декабре произойдёт падение с октябрьских значений продаж к объёму 6–7 тысяч единиц.
«Рынок тяжёлой техники (от 16 т) не выйдет в плюс год к году – мы ожидаем 120 тысяч единиц по итогу с нисходящим трендом далее», – считает Кузьмин.