Продавцы маркетплейсов пожаловались в ФАС из-за распродаж

Маркетплейсы для разгрузки складов автоматически включают неликвидные товары в список акций, что приводит продавцов к убыткам.

Фото: freepik / freepik.com

Член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников обратился к главе ведомства Максиму Шаскольскому с просьбой проверить автоакции маркетплейсов на предмет нарушения закона о защите конкуренции. В письме, отправленном от имени АНО «Цифровизация и новые технологии», Кожевников отметил, что такие акции могут негативно сказываться на продавцах. ФАС подтвердили получение обращения, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Коммерсантъ».

Крупнейшие маркетплейсы, такие как Ozon («Озон») и Wildberries («Вайлберриз»), начали внедрять автоакции с весны этого года, изначально на добровольной основе. Однако с осени товары попадают в автоакции по умолчанию, и продавцы должны уведомить маркетплейсы о желании отказаться. Скидки могут достигать 50 %, что приводит к убыткам у продавцов, которые узнают о скидках только после продаж.

Цель автоакций – разгрузка складов от неликвида, но это создаёт проблемы в периоды высокого спроса. Продавцы недовольны навязанными акциями, однако Wildberries и Ozon начали предоставлять возможность устанавливать минимальные цены и блокировать участие.

Ранее Минэкономики предложило запретить маркетплейсам менять цены без согласия продавцов, что было зафиксировано в законопроекте о платформенной экономике. Эксперты считают, что ФАС может обнаружить злоупотребление доминирующим положением со стороны Wildberries и Ozon.

«Если предприниматель лишается права контролировать цены, он попадает в зависимость от маркетплейса, становящегося основным каналом сбыта», – сказала руководитель антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнёры» Елена Кузнецова.

Она также отмечает, что это создаёт ситуацию, в которой лучшее ценовое предложение априори будет на крупнейших платформах. А при отсутствии альтернативы потребитель будет вынужден покупать товары и в случае увеличения цен.

Юрист Илья Бочинин напомнил, что в апреле ФАС уже выдала предписания маркетплейсам за нарушения закона о защите конкуренции, в том числе касающиеся изменения тарифов и ответственности продавцов.

Автор