Член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников обратился к главе ведомства Максиму Шаскольскому с просьбой проверить автоакции маркетплейсов на предмет нарушения закона о защите конкуренции. В письме, отправленном от имени АНО «Цифровизация и новые технологии», Кожевников отметил, что такие акции могут негативно сказываться на продавцах. ФАС подтвердили получение обращения, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Коммерсантъ».
Крупнейшие маркетплейсы, такие как Ozon («Озон») и Wildberries («Вайлберриз»), начали внедрять автоакции с весны этого года, изначально на добровольной основе. Однако с осени товары попадают в автоакции по умолчанию, и продавцы должны уведомить маркетплейсы о желании отказаться. Скидки могут достигать 50 %, что приводит к убыткам у продавцов, которые узнают о скидках только после продаж.
Цель автоакций – разгрузка складов от неликвида, но это создаёт проблемы в периоды высокого спроса. Продавцы недовольны навязанными акциями, однако Wildberries и Ozon начали предоставлять возможность устанавливать минимальные цены и блокировать участие.
Ранее Минэкономики предложило запретить маркетплейсам менять цены без согласия продавцов, что было зафиксировано в законопроекте о платформенной экономике. Эксперты считают, что ФАС может обнаружить злоупотребление доминирующим положением со стороны Wildberries и Ozon.
«Если предприниматель лишается права контролировать цены, он попадает в зависимость от маркетплейса, становящегося основным каналом сбыта», – сказала руководитель антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнёры» Елена Кузнецова.
Она также отмечает, что это создаёт ситуацию, в которой лучшее ценовое предложение априори будет на крупнейших платформах. А при отсутствии альтернативы потребитель будет вынужден покупать товары и в случае увеличения цен.
Юрист Илья Бочинин напомнил, что в апреле ФАС уже выдала предписания маркетплейсам за нарушения закона о защите конкуренции, в том числе касающиеся изменения тарифов и ответственности продавцов.