По оценкам Татьяны Пучковой, главы Российской парфюмерно-косметической ассоциации, в сентябре 2024 года в России действовало почти 2000 производителей косметики и парфюмерии, что на 30 % больше, чем пять лет назад. Большинство из них находятся в Москве, Петербурге и Новосибирске, при этом 97 % составляют малый и средний бизнес, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Российскую газету».
Число потребителей парфюмерно-косметических товаров также растёт, особенно среди молодёжи. Менеджера по работе с клиентами Екатерина Тимошевская отметила, что средний возраст начала интереса к косметике снизился с 17 до 14 лет за последние пять лет. Кроме того, мужчины-зумеры активно интересуются уходом за кожей и волосами, отмечает Ирина Васенкова, директор по работе с клиентами Ipsos («Айпсос»). Всего 36 % россиян проявляют интерес к красоте и косметологии, по словам Кирилла Родина из ВЦИОМ.
Основными драйверами развития индустрии могут стать тренды на красоту и долголетие, использование ИИ в производстве, а также борьба с лишним весом и стрессом, считает Анна Дычева-Смирнова, управляющий директор «ЭкспоВижнРус». Эксперты подчёркивают важность удовлетворения потребителей, так как 85 % россиян считают, что косметика приносит положительные эмоции.
Несмотря на потенциал, отечественные производители сталкиваются с трудностями, включая дефицит квалифицированных кадров, недостаточное финансирование и сложности с поиском качественного сырья.
Одновременно с этим, как пишут «Известия», общественники обеспокоены ростом нарушений в отрасли. Например, по данным Роспотребнадзора, 25 % парфюмерной продукции реализуется с нарушениями.
Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин обратился к вице-премьеру Денису Мантурову и главе Минпромторга Антону Алиханову с просьбой усилить контроль за производителями и продавцами косметики.
«Рынок косметической продукции в РФ приближается к 1 трлн рублей в год. Однако практически вся косметическая продукция – 95 %, включая аптечную косметику, – содержит информацию о составе на латинице, а не на русском языке. Производители и торговые организации имеют возможность это делать, но намеренно выбирают латиницу для того, чтобы затруднить получение важной для потребителя информации», – говорится в документе.
Также отмечается, что в 60 % продукции состав написан шрифтом, который невозможно прочитать, и зачастую с подменными названиями, которые не позволяют вычислить в продукте опасный ингредиент. А треть косметических товаров продаётся вообще без информации о составе.