Зачем палочка, как справляться с фальшивыми нотами, и как шум из зала мешает оркестру. Вопросы дирижёру

Палочка и фрак – не обязательные, но антуражные атрибуты дирижёра. А репетиции дирижёра без оркестра проходят вовсе не так, как многие представляют.

фото: «Город Прима»

На вопросы «Города Примы» ответил главный дирижёр и художественный руководитель Красноярского Академического симфонического оркестра Владимир Ланде.

Зачем нужен дирижёр

Несмотря на то, что все музыканты в оркестре обладают навыками игры на профессиональном уровне, каждый из них воспринимает произведение и понимает его стилистические детали по-своему. Задача дирижёра заключается в том, чтобы объединить эти различные интерпретации и создать единую концепцию как во время репетиций, так и при исполнении. В результате дирижёр помогает собрать музыкантов в коллектив, а отдельные партии – в цельное произведение, обеспечивая гармоничное звучание оркестра.

Кроме того, дирижёр – важное передаточное звено между оркестром и зрительным залом. Он не только посылает энергетическую составляющую музыки слушателям, но и возвращает энергию из зала обратно в коллектив.

Если солист забыл ноты

Такие ситуации в музыке случаются редко. Наизусть играть начали только в середине XIX века, когда Ференц Лист стал первым, кто выступал без нот, и это впоследствии популяризировали. Во время исполнения могут возникать моменты, когда солист, забыв фразу, пытается вернуться к исполнению с того, что помнит. Иногда он останавливается, в то время как оркестр продолжает играть, и может вернуться к своей партии из определённой точки. Если солист зацикливается, мы стараемся его поддержать. В крайних случаях, когда он теряется, я показываю ему ноты в партитуре, и мы продолжаем с того места. Однако в моей практике это произошло всего раз.

Если кто-то в оркестре фальшивит

Если кто-то в оркестре фальшивит на репетиции, мы останавливаемся и исправляем ошибку, либо продолжаем, указывая, что нужно играть выше или ниже. Я понимаю, что с таким музыкантом нужно проводить работу. Однако никаких эмоциональных реакций – это просто рабочий момент. Никто не будет устраивать истерик или вырывать волосы – ни я, ни музыкант.

Шум из зала

Шум в зале часто отвлекает, особенно когда в тихой части звучит телефон, кто-то громко разговаривает или шумно встаёт и садится. Мы, конечно, стараемся сосредоточиться и не обращать на это внимания, но порой это мешает довольно сильно.

Зачем дирижёру палочка

Палочка способствует точности штрихов и более чёткому указанию местоположения долей, однако у игры без палочки также есть свои преимущества. Я довольно часто дирижирую без неё. Это может быть особенно полезно в звуковедении, особенно при исполнении кантиленных, более медленных музыкальных произведений – например, в размеренной части симфонии или концерта.

Как репетирует дирижёр

Прежде чем выйти на репетицию с оркестром, я, конечно, долго изучаю партитуру. Я занимаюсь её анализом, репетирую и так далее. Но мои репетиции не сводятся к тому, что я просто выхожу в пустой зал и машу руками перед пустой сценой. Я прогоняю материал в уме и провожу значительное количество времени за роялем до встречи с оркестром.

Может ли оркестр без репетиции сыграть с листа

Всё зависит от характера нового произведения. Если оно достаточно простое и доступное, то, безусловно, можно сыграть его сразу с листа. Однако, если требуется более тщательная проработка, то это вряд ли получится. Также стоит учитывать уровень оркестра. Например, Лондонский симфонический оркестр способен практически любое произведение исполнить сразу без ошибок. В мире таких коллективов всего 5–6. Тем не менее это не означает, что даже сыграв с листа, они будут звучать идеально. Репетиции всё равно необходимы.

Фрак или строгий костюм

Я дирижирую в смокинге. Иногда, когда выступаю с оперой, надеваю фрак. Однако я предпочитаю смокинг, так как он более мобильный и не сковывает движения.

Почему оркестры играют мало современного

Проблема развития музыки во второй половине XX века заключалась в популярности атональной музыки, возникшей из экспериментов Арнольда Шёнберга. Она игнорировала биологические особенности восприятия и часто лишалась мелодии, гармонии и ритма, что делало её сложной для слушателей. В результате многие начали избегать современных произведений.

Сегодня, благодаря усилиям композиторов и влиянию кино, современная музыка вновь возвращается к основам: мелодии, гармонии и ритму. Мы восстанавливаем связь с молодыми авторами и надеемся исполнять всё больше интересной и талантливой музыки нашего времени.

Нужно ли оркестрам исполнять поп- и рок-музыку

Это зависит от того, какой именно поп и рок мы рассматриваем. Если они выполнены на высоком уровне, то, конечно, почему бы и нет? Понятие классической музыки гораздо обширнее, чем многие думают. Поп и рок, как и другие жанры, берут своё начало в классике. Элементы классики можно найти в любом произведении, и иногда это оказывается полезным для музыкантов.

Автор