Минтранс опубликовал проекты изменений в ПДД и законы «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения». Эти документы станут основой для следующего этапа реформы контроля двухколёсного транспорта и снижения аварийности, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Коммерсантъ».
Для исключения разночтений в правоприменительной практике уточняется терминология.
– Транспортное средство с педалями и без двигателя будет считаться велосипедом (как и сегодня);
– Транспортное средство, конструктивно схожее с велосипедом и оснащённое автоматически включаемым мотором мощностью до 0,25 кВт, будет называться электровелосипедом (вводится новый термин);
– Если отсутствуют педали, но присутствует двигатель, это средство индивидуальной мобильности (СИМ);
– Транспорт без педалей, с электродвигателем до 4 кВт и сиденьем будет классифицироваться как мопед или квадроцикл, который должен быть зарегистрирован как мопед;
– Если отсутствуют педали и электродвигатель мощностью более 4 кВт (5,4 л. с.), а также предусмотрено не более трёх мест для перевозки, это считается мотоциклом.
Транспорт, не соответствующий указанным категориям и не зарегистрированный должным образом, будет запрещён для использования на дорогах общего пользования. Это касается, в частности, несертифицированных питбайков, гольф-каров и некоторых самодельных транспортных средств.
Мопеды, электровелосипеды и СИМ будут объединены под термином «средство микромобильности». Их необходимо будет регистрировать в новом государственном реестре. Это станет госуслугой. После регистрации владельцы получат «учётный знак» (аналог автомобильного номера) и QR-код для транспортного средства.
Закон планируется ввести в действие с 1 сентября 2026 года. Владельцы существующих транспортных средств должны будут зарегистрировать их до 1 марта 2027 года, тогда как новые будут подлежать учёту в течение десяти дней после покупки. Операцией реестра займется Росавтотранс, на что выделят 294 млн рублей.
Города с населением более 50 тысяч человек могут создавать региональные системы контроля (РИССМ), подклющиемя к общей системе. Для использования мопедов, электровелосипедов и СИМ в таких регионах потребуется авторизация через приложение или автоматическая регистрация. В региональных системах транспортные средства будут передавать данные о местоположении и нарушениях.
Если у владельца будет более пяти неоплаченных штрафов, доступ к РИССМ будет закрыт, и поездки станут невозможными. За отказ регистрировать транспорт в реестре предусмотрены санкции, а регионы смогут вводить сборы с пользователей на создание инфраструктуры для новых видов транспорта.
Самокатчик = автомобилист?
Лица, использующие средства индивидуальной мобильности (СИМ), не смогут управлять ими в нетрезвом состоянии, отказываться от проверки на опьянение, использовать телефон за рулём, не уступать дорогу пешеходам и покидать места ДТП. Штрафы будут достигать 30 тысяч рублей. Проект поправок в КоАП принят Госдумой в первом чтении. Регионы получат право администрировать новые нарушения без ГАИ.
При встречном разъезде с пешеходом пользователи СИМ и велосипедисты обязаны снизить скорость до 10 км/ч. Запрещается «принуждать» пешехода уступить дорогу с помощью звукового сигнала электросамоката.
Стоянка велосипедов и СИМ разрешена только в местах, обозначенных знаком 6.4 («Парковка»). На тротуарах и пешеходных дорожках можно будет парковать транспорт, если он не создаёт помех. Транспорт должен быть припаркован вертикально с подножками или другими удерживающими устройствами; оставлять самокаты в лежачем состоянии на земле запрещено. Пользователям СИМ также запрещено проезжать в зону действия знака «Движение велосипедов запрещено».
На проезжей части электросамокаты могут обгонять медленно движущихся велосипедистов. Шлем станет обязательным для пассажиров не только мотоциклов, но и мопедов. Транспорт, подходящий под термин СИМ и имеющий ширину более 75 см, будет запрещён на проезжей части, тротуарах и велодорожках.
Также для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) вводятся новые штрафы. Запрещается разворот в местах, пересекающихся с велодорожками.
Изменения для автомобилистов
В новую редакцию законодательства будут внесены поправки, касающиеся и водителей автомобилей. ПДД по-прежнему запрещают использование телефона за рулём, если он не оборудован устройством для разговора без рук. Исключение составят случаи использования навигатора, если для этого не нужно отвлекаться от управления.
На парковках с обозначением «Зарядка электромобилей» смогут находиться только электрические автомобили во время зарядки.
Появится новый знак и разметка для стоянки транспортных средств оперативных служб, где разрешено остановиться машинам экстренных служб. Запрещается стоянка за 5 м до знака для остальных транспортных средств.
Правила остановки для такси смягчаются: запретная зона сокращается до 5 м перед парковкой вместо 15 м. Для общественного транспорта оставляется прежнее ограничение в 15 м. На разметке типа «вафельница» теперь разрешается разворот, вместо поворота.