Учёные иркутского Института солнечно-земной физики СО РАН впервые зафиксировали необычную плазменную дыру в ионосфере после взрыва космического корабля Starship («Старшип»). Это открытие поможет лучше понять устройство околоземного космического пространства, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на ТАСС Наука.
В ноябре 2023 года компания SpaceX («СпейсИКС»), принадлежащая Илону Маску, провела второй испытательный полёт космического корабля Starship («Старшип») массой пять тысяч тонн. Примерно через 2 минуты и 40 секунд после старта первая ступень отделилась от аппарата и взорвалась на высоте 90 км. Основной модуль продолжил подниматься до высоты 149 км, после чего был уничтожен автономной системой безопасности.
По словам ведущего научного сотрудника ИСЗФ СО РАН, доктора физико-математических наук Юрия Ясюкевича, запуск ракеты и её взрыв спровоцировали неожиданную реакцию в ионосфере.
«Космический корабль летел со скоростью, превышающей скорость звука, и образовывал конусообразные атмосферные ударно-акустические волны – что-то похожее на волны, идущие вслед за быстро движущимся катером. Они имели очень большую амплитуду, но самым неожиданным было то, что наблюдалось много колебаний, и что волны распространялись в северном направлении. Обычно при запусках космических аппаратов наблюдают распространение волн на юг. Взрыв космического корабля привёл к образованию плазменной (ионосферной) дыры – состояния ионосферы, когда из неё исчезают заряженные электроны. Обычно такие дыры образуются в результате химических процессов в ионосфере из-за взаимодействия с топливом двигателей», – пояснил Ясюкевич.
По словам учёного, это первый случай обнаружения нехимической плазменной дыры, возникшей в результате техногенного взрыва. Такие катастрофические события, как взрыв Starship («Старшип»), интересны тем, что позволяют фиксировать эффекты, недоступные при менее мощных явлениях. Анализ данных ведёт к лучшему пониманию структуры ионосферы и взаимодействия заряженных частиц с нейтральными, а также образования нетипичных волн.
«Всё это вместе работает на очень важную задачу – понять устройство околоземного космического пространства и использовать его как естественный детектор процессов в различных геосферах», – подчеркнул учёный.