В начале июля братский аэропорт отметил своё 60-летие. По этому поводу в эфире БСТ24 выходил большой специальный репортаж и, казалось, в нём мы рассказали обо всём. Однако накануне дня воздушного флота выяснилось, что причин вернуться сюда несколько. О них подробнее нам расскажет управляющий директор братского аэропорта Сергей Корытов. – Сергей Юрьевич, здравствуйте! Пойдёмте. Поводов много, информации много, вы нам всё расскажите, покажите. Будете экскурсоводом? – Обязательно
Говорить о братском аэропорте для Сергея Корытова всё равно что о доме. В его судьбе предприятие появилось в 1982 году, когда молодым специалистом он приехал в Братск работать. Расписание рейсов, их номера и периодичность – память хранит гигабайты информации.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «С 8 утра большой наплыв пассажиров. Два, а то и три рейса в течение часа, полутора. Здесь буквально полный вокзал. Сейчас перерыв между утренними рейсами на Москву, Новосибирск и Новосибирским рейсом в обед. После обеда прилетает рейс из Иркутска. Два раза в неделю рейсы на Красноярск. Поэтому мы попали во время, когда никого нет».
И даже когда кажется, что в аэропорту практически никого нет, здесь кипит жизнь. Деятельность воздушной гавани обеспечивает 16 наземных служб и подразделений. Главная из них – производственная диспетчерская служба полётов.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Здесь, как вы видите, есть диспетчер, есть старший диспетчер, которые распоряжаются техникой, подают заявки во все службы, когда нужно обслужить воздушное судно. В службу организации перевозок, в службу спецтранспорта. Это основная служба для руководства работы предприятия».
Небольшой кабинет на три рабочих места, документы и карты с пометками, понятными братским лётчикам. И при этом работа по стандарту глобальной авиационной системы. Время на часах в диспетчерской единое европейское. Братский аэропорт второй по значимости в Иркутской области. География полётов из него – это Красноярск, Москва, Иркутск, Новосибирск, в который осуществляется 14 рейсов в неделю. Востребованность направлений приводят к росту числа пассажиров.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «В прошлом году в период с 1 января по 1 июля мы перевезли 137 тысяч, а за год 247 тысяч. По сравнению с прошлым голом мы увеличили на 10 тысяч за эти семь месяцев. Вроде цифра небольшая, но для нашего города с населением 230-240 тысяч существенно».
Ещё больший рост пассажиропотока неизбежен, рассказывает Сергей Корытов, проводя нас по новой стоянке самолётов. Она появилась благодаря федеральной программе развития региональных аэропортов. Под размеченной площадью бетонное основание толщиной больше метра, а с фронтальной стороны мачты освещений, увенчанные гроздьями мощных светодиодных светильников. Рядом возводят новое здание для пожарно-спасательной службы. Предусмотрено проектом и размещение на стоянке комплекса для обработки бортов противообледенителем. Сточные воды будут очищаться.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Это первый этап федеральной целевой программы, который должен закончится по плану 30 августа. Нам сдадут это перрон, и мы начнём его эксплуатировать. А дальше продолжение – рулёжная дорожка, магистральная дорожка. Это будет продолжаться в следующем году».
Программа развития аэропорта Братск рассчитана до 2028 года. Самой масштабной её частью станет строительство нового терминала, который будет отвечать всем современным требованиям безопасности и комфорта.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Там будет новая инфраструктура. Это здорово в любом случае. Телетрап планируется, когда из аэровокзала заходишь сразу с самолёта – это здорово. Сколько я летаю, это всегда вызывает восторг и удобство».
Сейчас проект нового терминала и реконструкции привокзальной площади проходят финальные согласования. Амбициозные планы стали ответом на появление в марте 2023 года нового владельца 100 % акций Братского аэропорта. Это компания «РУСАЛ-Аэро».
Новые рулёжные дорожки, перрон, терминал, цифры, сроки, но главное в этом всём – люди, говорит Сергей Юрьевич, подходя к самолёту Як-40. Люди, в ДНК которых вшита любовь к крыльям. Прикоснуться к ним перед полётом – традиция. Как уверенно взяться за штурвал, оказавшись у него. В кабине 10-тонного узкофюзеляжного турбореактивного самолёта третьего класса пилот Корытов провёл больше 13 тысяч часов.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Это жизнь,. Это жизнь. На этом самолёте я отлетал 20 лет. Вначале вторым пилотом, потом командиром, потом инструктором для ввода в командиры молодых пилотов. Практически вся жизнь прошла в этой кабине».
Руки помнят оплётку на ручках сверхчувствительного штурвала. Хранит память и ощущения от первого полёта, когда пришло осознание – ты несёшь ответственность за воздушное судно и три десятка пассажиров. Даже после смены кресла командира на управленческий кабинет Сергей Корытов долгие годы летал во сне. Опытный пилот точно знает: авиация не для каждого.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Надо иметь мозги. Здесь много приборов, выучить что и как они показывают – не самое сложная проблема. Постоянно пилоту нужно думать, нужно предугадывать обстановку наперёд. Это большая ответственностью. Пилоты ответственные люди. Они, я считаю, талантливые все».
Сейчас талантливых покорителей неба в братском аэропорту 50 человек – состав лётного отряда: командиры, вторые пилоты, бортовые механики и бортпроводники. Кадры обновляются регулярно. Молодёжь идёт за престижем, конкурентной зарплатой и востребованностью.
Алексей ПОКОЯНОВ, командир лётного отряда аэропорта Братск: «Ребята все местные. Они закончили учёбу в Омске, приехали в родной город на работу, развиваются, будут командирами. То есть перспектива развития лётного отряда есть».
Часы налёта братские пилоты зарабатывают, выполняя санитарные рейсы, участвуя в поисково-спасательных операциях и облёте лесных пожаров, перевозя вахтовиков. География полётов включает Якутию, Красноярский край, Новосибирск и Дальний Восток.
Алексей ПОКОЯНОВ, командир лётного отряда аэропорта Братск: «Работа у нас кипит, не покладая рук. Сейчас пожароопасный сезон. Работают вертолёты по всей нашей области, начиная от Усть-Кута и Киренска и заканчивая Преображенкой и Ербогачёном. Недавно отработали, приехали и сегодня опять запрашивают вертолёт».
Не менее важна работа службы спецавтотранспорта. С ней также знакомимся во время экскурсии с управляющим директором аэропорта. В подвижном парке 100 единиц, которые в любое время суток и погодный сезон готовы к работе. Тягачи, трапы, автобусы, заправщики, снегоуборочная техника. Проверка исправности и профессионализма периодичны, – рассказывает Вадим Хвосточенко, начальник службы. За пять лет, что прошли с момента его трудоустройства, многое изменилось в лучшую сторону.
Вадим ХВОСТОЧЕНКО, начальник службы спецавтотранспорта аэропорта Братск: «Планы по развитию грандиозные у нас. Составлен план на пять лет. Техники должно пополниться очень много. Сейчас у нас приобретены багажные тягачи. Поступил новый трап. Новые автобусы. То есть понемногу техника обновляется».
Новая техника, будущий терминал, расширение маршрутной сети. Всё это, по словам 548 сотрудников аэропорта Братск и их уважаемого бессменного капитана, больше чем просто цифры и факты. Это подтверждение того, что предприятие, где поют двигатели и крылья режут воздух, живёт и развивается.