Госсовет Татарстана предложил направлять на принудительное лечение буйных алкоголиков

Законопроект о возможности направлять на принудительное лечение от алкоголизма злостных нарушителей порядка рассмотрит Госдума РФ.

фото: кадр из кинофильма Леонида Гайдая «Операция Ы или новые приключения Шурика»

«Напились? Так ведите себя прилично!». Этой расхожей фразой можно вкратце описать воспитательный механизм действия законопроекта, предложенного Госсоветом Татарстана. Документ предусматривает возможность по решению суда направлять россиян на принудительное лечение от алкогольной зависимости. Такую меру предлагается ввести для тех, кто три и более раза за год совершит административное правонарушение в нетрезвом состоянии. Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на РБК-Татарстан

Проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях с пояснительной запиской опубликованы в единой государственной автоматизированной системе «Законотворчество». 

По мнению авторов законодательной инициативы, в КоАП РФ необходимо внести положение о том, что «суд может возложить обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, курс лечения от алкоголизма, медицинскую и (или) социальную реабилитацию для лиц с алкогольной зависимостью». Срок, в течение которого гражданин обязан обратиться в больницу или учреждение социальной реабилитации, также должен определить суд.

В проекте пояснительной записки авторы вспоминают лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), которые действовали в СССР более 30 лет. В них по решению суда отправляли граждан, нарушивших трудовую дисциплину, общественный порядок и правила социалистического общежития в нетрезвом состоянии.

В 1993 году, когда российское законодательство приводилось в соответствие с международной конвенцией о правах человека, ЛТП упразднили.

«В то же время зарубежная практика свидетельствует об активном применении схожих мер. Например, в Германии применяется такая мера безопасности, как помещение в специальное наркологическое лечебное заведение. В Швеции суд может подвергнуть правонарушителя специальной опеке служб социального попечения, психиатрических служб или каких-либо иных органов. По решению суда больные алкоголизмом передаются местным властям или в специальные лечебные учреждения для прохождения лечения, – сказано в пояснительной записке к проекту. – Необходимо отметить, что федеральным законодателем регламентирована возможность возложения на граждан обязанности пройти лечение от наркомании независимо от их желания».

Законодатели из Татарстана убеждены, что лечить страдающих алкоголизмом необходимо без согласия пациентов, поскольку «Хронический алкоголизм характеризуется анозогнозией (отрицанием болезни) и изменениями личности, морально-нравственной деградацией и склонностью к правонарушениям. Уклонение от лечения при продолжающейся интенсивной алкоголизации значительно подрывает здоровье и сокращает продолжительность жизни».

Проект закона нацелен на «снижение уровня алкоголизации населения и предупреждение преступлений, совершённых на почве пьянства». Он находится на находится на предварительном рассмотрении. До 26 сентября 2024 года комиссия Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства должна вынести заключение по поводу инициативы.

По мнению авторов документа, дополнительных расходов бюджета новшество не принесёт. Однако существующие психоневрологические диспансеры едва ли готовы к наплыву «клиентов», не желающих лечиться от тяги к спиртному.

Мнения правозащитников по поводу инициативы разделились. Так, юрист Камила Хасанова подчеркнула, что суды в России уже направляют на принудительное лечение наркозависимых и страдающих психическими заболеваниями.

«Как разъяснил Конституционный суд, принудительные меры медицинского характера являются лечением, а не наказанием, и не могут рассматриваться как нарушающие права лиц с психическими расстройствами. Также не стоит забывать, что согласно статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, предполагается, что представленный законопроект о принудительном лечении от алкоголизма не будет нарушать конституционные права человека, так как по аналогии с принудительными мерами медицинского характера, такое принудительное лечение будет направлено на оздоровление правонарушителя и предупреждение совершению им новых общественно опасных деяний, которые могут посягнуть на права и свободы других лиц», – отметила Камила Хасанова.

В то же время, её коллега Артём Яблоков заявил, что эта инициатива, как минимум, противоречит федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятому в ноябре 2011 года. В нем указано, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя.

«Это гуманно, справедливо, так как жизнь и организм человека принадлежат человеку. Медицинское вмешательство против воли вменяемого, дееспособного пациента неконституционно. Сам по себе алкоголизм не является основанием для принудительного лечения», – убеждён юрист Артём Яблоков.

По его мнению, множество антиалкогольных инициатив, принятых за последние несколько лет, показали, что власти принялись решать проблему «не с того конца».

Практика показывает, что повышение стоимости алкоголя и различные ограничения ведут к развитию самогоноварения, по аналогии со временами «сухого закона» во второй половине 1980-х. Что весьма символично и заставляет задуматься – не станет ли предложение законодателей Татарстана ещё одними историческими «граблями», на которые не стоит наступать?

Напомним, с 1 сентября отечественные производители спирта планируют поднять цены на свою продукцию почти на 9 %. 

Автор