Государственная Дума в конце прошлой недели приняла законопроект, продлевающий разрешение на сплошные вырубки в центральной экологической зоне природной территории у Байкала (ЦЭЗ БПТ). Это необходимо для расширения БАМа и Транссиба. Недавно президент Владимир Путин заявил, что сама жизнь доказала востребованность Байкало-Амурской магистрали. Изменения внесут в закон «Об охране озера Байкал». В нынешней редакции указано, что работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссибирской железнодорожных магистралей разрешены до 31 декабря 2024 года. Принятый законопроект продлевает срок до 31 декабря 2033 года.
Научная и природоохранная общественность взбунтовалась, указывая на экологические риски и коррупциогенные аспекты. Депутат Госдумы по Братскому округу Александр Якубовский прояснил Братской студии телевидения, зачем нужно было корректировать закон.
БАМ и Транссиб – главные транспортные артерии страны, которые обеспечивают поступление товаров и экспорт грузов. Сейчас они работают на пределе своих возможностей. Это ставит под угрозу экономические и производственные процессы, а также безопасность и уровень жизни граждан.
«Каждый год все мы – и депутаты от Иркутской области и губернатор Иркутской области, бьёмся с РЖД за то, чтобы обеспечить вывоз экспортного сырья с территории нашего региона, обеспечив не просто сбыт для каких-то предприятий, а возможность для сотрудников этих предприятий получать зарплату. Такое ручное регулирование – это первый показатель того, как не гладко обстоят дела с нашими ж/д магистралями. Второй показатель – вопрос безопасности. Любое повреждение ж/д полотна сейчас приводит к полному коллапсу на всем транспортном полигоне, встают грузы во всех направлениях, это простои, убытки, потеря рабочих мест», – рассказывает Александр Якубовский.
Парламентарий вспоминает террористический акт в Северомуйском тоннеле на БАМе, когда взрыв остановил перевозки на несколько дней, а ликвидация последствий была ещё более продолжительной.
«Нужно увеличивать количество ж/д путей, улучшая пропускную способность, развивать инфраструктуру ж/д станций. Действительно, для этого потребуется вырубить некоторое количество леса. Какое? Ровно то, которое будет указано в проектной документации. Но вряд ли это может привести к каким-либо последствиям для экосистемы озера Байкал», – подчёркивает депутат.
Поправку к законопроекту поддержали комитет по строительству и ЖКХ. При этом в законе не идёт речи о таких масштабах, как семь тысяч га леса.
Второй законопроект, соавтором которого выступает Александр Якубовский, в настоящее время готовится ко второму чтению. Над ним активно работают правительство, учёные, экологи и другие заинтересованные стороны.
В нём есть несколько аспектов, объясняющих необходимость вырубок на Байкале. Среди них интересы населения: расширение кладбищ, чтобы люди могли хоронить своих близких; строительство социальных объектов; создание противопожарных разрывов; очистные и селезащитные сооружения на Байкале; удаление умерших и больных деревьев (сейчас десятки тысяч га такого леса); возможность ремонта аварийных мостов и автодорог.
«На мой взгляд, столь острую и негативную реакцию такие предложения вызывают не только из-за в том числе и обоснованного и печального опыта хищнического отношения к природе, но и из-за самих формулировок – рубить лес на Байкале. Я сам когда слышу это выражение, представляю прекрасное озеро, на котором я провёл всё детство, молодость а сейчас всё лето живёт моя семья, как пустые берега и сопки с пеньками от деревьев. Но ведь речь идёт о центральной экологической зоне Байкала, которая составляет 9 млн га, при площади озера в 3 млн га», – поясняет Якубовский.
В Иркутской области под рубки выделено 49 участков площадью 901 га. В Бурятии – 490 участков и почти 6000 га. Такое распределение из-за того, что 64 % всей территории Бурятии находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В ней проживает 98 % всего населения республики.