Сплошные рубки в районе Байкала хотят разрешить в Госдуме

Законопроект был доработан ко второму чтению с учётом предложений Минприроды, Иркутской области, Республики Бурятия и экспертов.

фото: Сергей Фомин / Global Look Press

Законопроект, разрешающий в отдельных случаях проведение сплошных рубок в районе Байкала, подготовлен ко второму чтению и направлен для получения заключения в правительство и Главное правовое управление президента, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на РБК.

Один из авторов, первый заместитель главы комитета Госдумы по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен подтвердил, что законопроект, который в случае принятия изменит закон «Об охране озера Байкал», сейчас проходит процедуру межведомственного согласования и направлен в ГПУ президента для получения заключения. В окончательной версии ко второму чтению норма о сплошных рубках осталась.

В предыдущей редакции законопроекта говорилось, что сплошные рубки допускаются там, где лес погиб (например, в случае пожара), и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену погибших деревьев. В последней редакции уточняется, что сплошные рубки погибшего леса допускаются на определённых участках земель из состава лесного фонда, перечисленных в приложении к законопроекту. Согласно этому приложению, в Иркутской области таких участков выделено 49 общей площадью 901,7 га, в Бурятии – 490 участков общей площадью 6066,4 га. Всего площадь, на которой могут быть разрешены сплошные рубки, – почти 7 тысяч га. Эти участки находятся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, площадь которой – 9 млн га, включая озеро (3,1 млн га).

Сейчас в законодательстве есть норма об «уборке неликвидной древесины» (УНД), согласно которой можно убирать повреждённые деревья. Эта норма может применяться в том числе в лесах, где заготовка древесины запрещена, как, например, на Байкале. Координатор программ по особо охраняемым природным территориям природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин обращал внимание, что при УНД древесину нельзя вывозить из леса, её оставляют для перегнивания или сжигают, однако при сплошных рубках её можно вывозить и, соответственно, реализовывать.

Сплошные рубки в лесах, расположенных в непосредственной близости к Байкалу, могут существенно нарушить экосистему этой территории. При полной расчистке лесных участков оголяется почва, которая затем смывается и попадает в Байкал, что приводит к дополнительному поступлению органики в водоёмы, включая озеро. Это также вызывает обмеление малых рек, что влияет на водность Байкала, поясняет Крейндлин. Кроме того, стоит учитывать, что указанные в приложении участки разбросаны, и к некоторым из них нет подъездных путей, что потребует строительства дорог.

«Это дополнительные рубки, дополнительная фрагментация территории, что увеличивает пожарную опасность», – отмечает Крейндлин.

В последней редакции законопроекта также добавлена норма, разрешающая сплошные рубки в особых экономических зонах (ОЭЗ) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в границах участков, на которых планируется возведение объектов капитального строительства.

Крейндлин пояснил, что согласно данным публичной кадастровой карты, это территория площадью 4053,13 га, которая в настоящее время покрыта лесами. В законопроект также включена норма, запрещающая размещение жилых домов в пределах ОЭЗ в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В документе указано, что «изменение границ таких зон осуществляется в порядке, установленном правительством Российской Федерации». Это изменение может включать расширение, поэтому в будущем площадь ОЭЗ может увеличиться вместе с территорией, предназначенной под вырубку. Создание новых ОЭЗ в центральной экологической зоне, согласно законопроекту, не допускается.

Ограничили возможности перевода земель

В новой версии законопроекта сохранена норма, позволяющая переводить земли лесного фонда, занятые защитными лесами, в другие категории. Это возможно при строительстве гидротехнических сооружений, объектов для предотвращения негативного воздействия природных процессов на Байкал, автомобильных дорог, тепловых и электросетей, линий связи, очистных сооружений и водопроводов.

К законопроекту приложен список населённых пунктов, где при строительстве очистных сооружений и водопроводов будет допустим перевод земель в другие категории, что Крейндлин считает положительным моментом. Список населённых пунктов для строительства автодорог был значительно расширен ко второму чтению, что, по мнению эксперта, может привести к фрагментации экосистем Байкала и угрозе редким видам.

Также ко второму чтению добавлен перечень населённых пунктов, где разрешается перевод земель для создания и расширения кладбищ, что Крейндлин также считает положительным нововведением.

Авторы законопроекта уточнили, что после перевода земель с защитными лесами в другие категории изменение их категории и видов разрешённого использования не допускается. Такая норма могла бы позволить сначала перевести земли для строительства берегоукрепительных сооружений, а затем использовать их для гостиниц. Теперь эта возможность исключена.

Законопроект был доработан ко второму чтению с учётом предложений Минприроды, Иркутской области, Республики Бурятия и экспертов, сообщил соавтор, депутат Сергей Тен. Он подчеркнул, что реализация проектов на Байкале требует строгих процедур, включая согласованную проектную документацию, прошедшую государственную экологическую экспертизу федерального уровня, и решения по каждому проекту принимаются только правительством Российской Федерации.

Автор