Широта – 56.37, долгота – 101.70. Точка с такими координатами на карте аэропортов Сибири появилась 60 лет назад – 1 июля 1964 года. Этому предшествовало подписание указа начальника Восточно-Сибирского территориального Управления гражданского воздушного флота № 102 Б от 26 июня.
Развитие братского аэропорта было стремительным, всё равно что разбег лайнера, где вместо метров взлётно-посадочной полосы – всё новые достижения. Начиналась история с деревянного двухэтажного строения и самолётов АН-2, Ан-12, Ан-24, Ил-18 в шестидесятых. В семидесятые список бортов пополнил горячо любимый братскими авиаторами Як-40. Первый такой самолёт сел на посадочную полосу в таёжном море 17 июля 1970 года.
Вот он – трудяга и верный помощник, первый в мире турбореактивный пассажирский самолёт 3-го класса. Он способен перевезти 32 пассажира с крейсерской скоростью в 470 км/ч на расстояние до 1800 километров. На постамент перед аэровокзалом это судно установили 10 лет назад. В знак признательности и заслуг, которые сложно переоценить
Бело-синяя ливрея и три двигателя, которые гудят в унисон. За штурвалом почти 10-тонной «птицы» Александр Бучок. Общий лётный стаж командира воздушного судна – 35 лет, большая часть из которых с братской пропиской. Небо в его жизни появилось не просто так.
Александр БУЧОК, командир воздушного судна Як-40 аэропорта Братск: «Я этого не помню, но мама рассказывала. В детстве я был больным ребёнком, меня возили на обследования всякие. Ну и врач кардиолог, записав кардиограмму, спросила: «Саша, кем ты хочешь быть?». Мне было очень мало лет. Я ответил: «Лётчиком!». Она еще раз посмотрела кардиограмму и сказала: «Ну точно лётчиком». А вот как, откуда, я не знаю».
Тумблеры и табло, датчики и рычаги. В кабине, рассчитанной на троих, Александру комфортно и легко. А ещё спокойно. Ведь Як-40 считается очень надёжным самолетом. По воздушным магистралям Як-40 из Братска летают по Сибири, Якутии и Дальнему Востоку. Работы хватает, говорят пилоты, на приколе не стоят.
Александр БУЧОК, командир воздушного судна ЯК-40 аэропорта Братск: «Это вахта в Якутию. Ну и есть заказные. Это Красноярск, иногда Новосибирск, иногда Благовещенск, иногда Хабаровск, Иркутск».
Аэропорт любого масштаба – и большой, и маленький – невозможен без взлётно-посадочной полосы. В Братске она соответствует международным стандартам. Здесь могут приземляться и грузовые, и пассажирские самолёты. Действующая дорога в небо сдана в эксплуатацию в 1995 году. Длина – более 3 километров. Ширина – 60 метров. Все её особенности лучше остальных знают пилоты местного лётного отряда. В нём сегодня 50 человек: пилоты и бортпроводники. Самому молодому авиатору 22 года. Независимо от возраста покорителей высоты объединяет главное – целеустремлённость, ответственность и любовь к своему делу.
Алексей ПОКОЯНОВ, командир лётного отряда аэропорта Братск: «Просто ходить на работу, как на работу, не получится. Не только в авиации, а по отношению в любой профессии должна быть любовь. Ты должен как-то себя видеть, ты должен работать над собой. И стремиться. Например, я пришёл вторым пилотом. Не только я, у нас выпуск был большой, и мы все мечтали – мы сейчас придём, ещё немного и мы будем командирами. Хотя это ответственность и очень большая ответственность».
Мечта Алексея Покоянова стать командиром сбылась. Впервые за штурвал вертолёта Ми-8 братского аэропорта он сел в 1987 году, последовав по стопам отца, который был пилотом Як-40. На счету Алексея больше 10 тысяч часов, проведённых в небе. Все воздушные гавани приземлений уже и не вспомнить.
Алексей ПОКОЯНОВ, командир лётного отряда аэропорта Братск: «Если брать на запад, Саратов, ну и дальше пошли Челябинск до Братска. На юг – это Улан-Удэ, Чита, монгольская граница, китайская граница. Красноярский край и Якутия, до Мирного. Северная точка у меня – Мирный. Нерюнгри, Тында. Такая география потому, что это газовики, нефтяники, геологи».
Сейчас один из самых опытных сотрудников аэропорта Братск передаёт накопленные знания молодому поколению лётчиков.
Алексей ПОКОЯНОВ, командир лётного отряда аэропорта Братск: «Подготовка идёт практически круглый год. Сначала мы готовимся к одному периоду, он называется весенне-летний. Вот он сейчас заканчивается. С августа мы начинаем готовится к зиме. Это будет осенне-зимний. Это начнутся тренажёры, устная подготовка, лётная. Это контроль. Присутствую, смотрю как людей обучают. Если есть какие-то замечания, подправить, подсказать».
Один из учеников Алексея Викторовича и так же продолжатель династии авиаторов – Александр Калашников. Сейчас второй пилот экипажа Ми-8 или, как он сам его ласково называет, Мишечки готовится к сдаче экзамена на присвоение звания капитан. Бывает за день, рассказывает пилот, приходится менять до трёх бортов. Меняются погодные условия вылета, пункты назначения, пассажиры, грузы и задачи, но не эмоции. С 2021 года, когда Александр впервые взлетел с братской полосы, они перманентно положительные.
Александр КАЛАШНИКОВ, второй пилот вертолёта Ми-8: «31 мая 2021 год. Полёт выполнялся на аэродром «Мостовой». Скидывали, тренировали парашютистов нашей группы спасателей аэропорта. Это непередаваемые ощущения. До сих пор у меня эйфория от полёта существует. Я каждый раз прихожу с улыбкой на работу».
Санитарные рейсы по перевозке тяжёлых пациентов, участие в тушении лесных пожаров и поисково-спасательных операциях. Усталость накапливается, честно признаётся вертолётчик. Но другой судьбы для себя он не видит.
Также на заре своей карьеры рассуждал отец Александра, Олег Калашников. В штат лётного отряда братского аэропорта он пришёл 35 лет назад после окончания лётного училища. И это тоже было продолжением династии.
Олег КАЛАШНИКОВ, бортмеханик-инструктор Ми-8: «У меня старший брат был в авиации, сестра. Сестра – в военной. Брат – в гражданской. Он здесь летал борт-инженером, в Москве потом тоже летал. То есть у нас вся семья вращается в этой теме».
Семью кровную пополнила семья профессиональная одинаково влюблённых в небо. Истории наших героев похожи. Братский аэропорт для них не просто точка на карте, а профессия – не перечень обязанностей.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Авиаторы – это действительно особая каста. Идёшь по улице, летит самолёт. Кто смотрит в небо, на летящий самолёт? Можно сразу сказать, лётчик. Для обычного человека летит, ну летит. Я уже восемь лет не летаю, а на самолёты смотрю. Самолёты люблю».
Любовь к самолётам у управляющего директора аэропорта Братск Сергея Корытова от мамы, которая долгие годы трудилась на Иркутском авиационном заводе. На север области молодым специалистом он приехал в 1982 году, в качестве второго пилота Як-40.
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «В 1992 году я переучился на ТУ-154. В 1993 году ввёлся в командиры. И до 2004 года летал на самолёте ТУ-154. Был заместителем командира лётного отряда. Потом переучился на Боинг-757. Два года отработал в авиакомпании «Вим Авиа» и вернулся в Братск в качестве рядового пилота Як-40».
В 2016 году Сергей Корытов возглавил воздушную гавань. Говорит, что главной задачей было и остаётся развитие предприятия. На новый вираж история аэропорта вышла в марте 2023 года, когда владельцем 100 % акций Братского аэропорта стала компания «РУСАЛ-Аэро».
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Пришли новые акционеры. Хотят построить новый аэровокзальный комплекс. Улучшить площадь, в смысле пересмотреть концепцию въездов, заездов. Пытаются вести переговоры о привлечении компаний на ввод дополнительных рейсов, которые дадут пользу городу, жителям города. Этим занимаются довольно плотно. Я надеюсь, что всё получится».
Сейчас в аэропорту Братск идёт масштабная реконструкция – новый перрон, здание аварийно-спасательной службы и другие необходимые инфраструктурные объекты планируется сдать в эксплуатацию в этом году. 60-летие братский аэропорт встречает с растущим пассажиропотоком. В прошлом году он стал больше на 13 %, увеличившись почти до четверти миллиона человек. Красноярск, Москва, Иркутск, Новосибирск. В последний, к слову, самолёты из Братска летают 14 раз в неделю. Если говорить в общем, то аэропорт Братск – это 548 сотрудника, 16 подразделений, участвующих в ежедневной деятельности предприятия. В том числе службы: организации перевозок, спецтранспорта, ГСМ, авиационной безопасности, производственно-диспетчерская служба, авиационно-технический комплекс и другие. Самый молодой отдел производственных систем и качества гостеприимства организован в 2024 году. В его задачи входит развитие и совершенствование сервиса для пассажиров, посетителей и бизнес-партнеров, а также оптимизация процессов для комфортных условий труда персонала. Цифры и нововведения радуют авиаторов. В день значимой даты они себе желают не многого...
Сергей КОРЫТОВ, управляющий директор аэропорта Братск: «Прежде всего терпения. Это факт. Здоровья, конечно. И не терять надежды, что всё у нас получится».