«Эксклюзивное интервью» с актёрами театра «Мастерская Петра Фоменко»

О комедии «Волки и овцы» Островского, развитии культуры в городах России, а также о впечатлениях от Братска, его жителей и энергетической жемчужины в эксклюзивном интервью БСТ24 рассказали актёры столичного театра «Мастерская Петра Фоменко». Гости из Москвы приехали по приглашению компании Эн+.

Your browser doesn't support HTML5 video.

– Давайте для начала познакомимся. Расскажите, что это такое – Мастерская Фоменко?

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Мне кажется, что у нас такой театр, что люди как-то подбираются по группе крови туда. То есть это и создаёт нам ощущения дома, но это действительно так. Там настолько хорошо, что даже когда приходят какие-то предложения поработать в других театрах, не знаю, я просто хочу работать с этими людьми. Мне интересно с ними. И вот проходит довольно много лет, я сама себе удивляюсь, но... мне нравится. Мне кажется, это – любовь… Даже не любовь. Я не знаю. Любовь – просто такое громкое слово. А, может быть, вот какая-то радость друг от друга. У нас есть такая химия между артистами. Даже когда появляются новые артисты, может быть, она не сразу, но она потом всё равно приходит. Любой человек – он не случайный в театре».

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «У нас нет никакой режиссёрской диктатуры. А то, что любой спектакль, который мы выпускаем или репетируем, он всегда происходит в каком-то совместном сотворчестве и актёров, и режиссёров, когда есть композитор – и композитор, когда есть хореограф – и хореографа».

– Вчера на встрече перед спектаклем рассказывали про заявки. У вас всё ещё живёт эта традиция? Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Это всё у нас живет. Любой находящийся человек в театре может собрать группу людей вокруг себя и увлечь их какой-то своей идеей и материалом, то легко, через показанную художественным руководителем и администрацию, директора, в частности, мы можем выходить на премьеру».

– Это одна, получается, из отличительных черт именно вашего театра?

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «При Петре Наумовиче (Пётр Наумович Фоменко – режиссёр театра и кино, педагог, основатель и первый  художественный руководитель театра – прим. ред.) эти показы могли длиться 10 часов. Это был такой заплыв практически на сутки, в котором абсолютно разные большие работы, пьесы. Кто-то делал монологи, кто-то делал дуэты. То есть это был колоссальный выбор репертуара. У нас первые несколько лет это было просто показы, показы. Это такая лаборатория».

– Компания Эн+ посодействовала вашему путешествию в Братск. Вы приехали и в первую очередь поехали на ГЭС. Восхитило? Может быть, ещё что-то восхитило? Уже успели что-то ещё посмотреть?

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Здесь очень классные люди, если честно. Мы же много очень путешествуем, и везде разные люди, везде достаточно тепло откликаются. Но здесь очень… Все местные люди, с которыми я общалась, невероятное какое-то внимание, участие. Я вчера заехала одним глазком посмотреть на ГЭС, с прекрасной женщиной, которая утром со мной встретилась. И она сказала, что вам нужно? Я говорю, мне нужно чёрного котёнка привезти своему сыну. Так она звонила людям, она говорила: « Так, Анжелика, где чёрный котёнок?» И вот я её не просила, то есть я просто спросила. У меня такая задача. И она так участвовала! Вот пока мы не нашли этого чёрного котёнка, мы не расстались. И я ей так благодарна! Ну, такой отклик, знаете, очень тёплый, очень естественный, очень какой-то, очень неожиданный такой, что вот тебе нужна какая-то помощь, и человек тебе поможет в этом абсолютно».

– Чем вы приехали поражать братчан? Давайте остановимся на постановке «Волки и овцы».

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Там затронуты и Островским, и Петром Наумовичем извечные темы – как люди относятся к деньгам, как деньги относятся к людям, разные. Ну и, конечно же, любовь. Мне кажется, этот спектакль можно сыграть... Он так создан Петром Наумовичем, что повесим гамак, два ковра и стол, – больше нам, в принципе, ничего не надо. Спектакль может сыграться и идти с таким же ощущением и интересом».

– Вы сказали, что этот спектакль – лицо театра. Один из самых старых. И предшественники передают свои роли, как те же самые платья, которые подгоняют. У вас случилась та же история?

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Галя Тюнина взяла на себя режиссёрскую ответственность. Полный разбор Петра Наумовича по всем старым тетрадям, так как она бессменно – 31 год, получается, – играла. Она взяла на себя ввод всех нас. Например, Наташа Курдюбова была уже в спектакле, Галя Кашковская. Не то, что совсем все поменялись. Тагир Рахимов остался с нами. Это наша гордость и радость – наша с ним игра. Макс Литовченко, Лёша Колубков. У нас половина остались. Кто-то поменялись на другие. И нас, получается, ввели. Пять человек. Остальные были уже в спектакле, просто как бы там некие рокировки».

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Это получился такой микс поколений, что самое главное, что скрепляет. Налаживает такой определённый настрой и настроение. Здесь все поколения, действительно, фоменковцев в этом спектакле собрались».

– Тридцать два года играется спектакль. Поколение уже сменилось. Изменился ли смысл, который транслирует эта пьеса?

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Спектакль создан так, что эти темы, они будут вечно откликаться. Пройдёт ещё 30 лет – они так же будут откликаться в людях, как и 30, 60 лет назад. Тут не то, что вот как он стал, он не меняется и устаревает. Он ни на грамм не устаревает. Открываются новые-новые-новые грани. Так что в этом плане всё сделано там идеально».

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Мы даже были удивлены, на самом деле, звонкостью зрителя. Потому что 32 года, и так звонко всё это звучит».

– Состоялась какая-то связь со зрителем? Они только аплодировали в конце или на протяжении постановки что-то было интересное?

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Реакция была замечательная и во время спектакля, не только на поклонах. Реагировали живо и очень отзывчиво».

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Они вместе с нами, произошло соединение, и мы единым организмом жили три часа».

– Вы назвали пространство театра камерным. Расскажите поподробнее про этот шарм. Вы обычно играете на больших сценах. Изначально, как я читала, театр Фоменко играл как раз на маленьких пространствах, был эксперимент с пространствами.

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Это круто, но это совсем по-другому. То есть у нас есть старая сцена, и когда я пришла в театр, новое здание только строилось. Оно достраивалось, и мы все, всей толпой, были в очень маленьком помещении. Это просто совсем другой какой-то формат. И я помню, что при переходе на большую сцену, была сложность того, что нужно охватить других зрителей, другой зал – это и голос, и посыл. Ты привыкаешь к тому, что ты должен очень быть включённым. А потом ты переходишь, вдруг раз – и ты заходишь, маленькая сцена такая, и всё такое близкое, уже нет никаких расстояний. У нас обычно расстояние, куда надо бежать. И ты должен переформатироваться обратно. На самом деле, на репетиции ты это не всегда можешь почувствовать. Пока не сядет зал, ты не можешь понять, как это должно происходить».

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Видны нюансы, более интимные, более тесные. Теснота, мне кажется, идёт этому спектаклю».

– Мы затронули снова историю театра. Изначально он был такой немножечко бунтарский. Сейчас как-нибудь изменился репертуар? Есть что-то новое, смелое в постановках или вы больше по классике?

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Вообще, у нас репертуар просто разношерстный. Мне кажется, у нас есть спектакль на любой вкус, для любого зрителя. Плохо или это хорошо, – я на этот вопрос не могу отвечать. Но по-моему, да, у нас есть спектакли, и которые могут претендовать на звание бродвейского мюзикла. Есть один спектакль – «Завещание Чарльза Адамса» –  совершенно классический».

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «На самом деле, это правда. Абсолютно разные. И на маленьких сценах, и моноспектакли, и литературные спектакли, и очень сложные, запутанные спектакли. Произведения, которые никто никогда в жизни вообще не знал, что их возможно поставить».

– Сильно вообще различаются аудитории? Вот, например, иностранные, русские – русские в разных городах?

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Да нет, нет, не отличаются. Просто есть некая как бы… манера. Люди не отличаются, но есть подход людей к театру, в принципе, мне кажется».

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Но всё равно житель в России принимает искреннее нас, чем в Москве. Потому что в Москве зритель искушённый, и мы понимаем, что есть немного снобизма».

– Давайте поговорим о развитие искусства, в целом. Братск у нас промышленный город, но жители у нас культурные. Очень любят театр, часто ходят на различные постановки, особенно, когда к нам приезжают. С точки зрения «высокополётных» актёров столичных – как может развиваться культура в нашем городе? Какие у нас перспективы?

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Очень в последние годы спектакли из других городов России, режиссёры выстреливают, занимают призы, участвуют в номинациях. Я знаю огромное количество очень крутых русских молодых режиссёров, которые очень много ставят в регионах. Потом эти постановки получают награды, театр получает гранты. И это всё развивается! Когда ты находишься в работе, не в ощущении брошенности, мы вот тут сами, а наоборот. Когда ты находишься в работе, деле – постановки, поиск материалов, когда артисты собраны, есть желание. Когда театр договаривается, что прекрасные молодые режиссёры ставят по всей России и с удовольствием это делают, приезжают. Артисты довольны, зрители довольны. Поэтому перспективы бесконечные!».

Александр МОРОВОВ, актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Не нужно зацикливаться в себе, не надо ничего бояться. Тем более с таким распространением технологий информационных и видео, можно развиваться. Необязательно ехать в какой-то крупный город и что-то учить, смотреть. Мне кажется, всё сейчас в доступе – любые спектакли, любые мастер-классы, любые тренинги. Если есть потенциал у артистов и режиссёров в этом городе, то, мне кажется, всё получится. И, конечно же, детские театральные студии! Всё только ради них! Эти звёзды-алмазы вырастут здесь».

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Я бы пожелала, чтобы не только Москва приезжала в Братск, но и Братск имел возможность приехать в Москву. Не только – Екатеринбург, Иркутск, чтобы культурный обмен происходил активнее. В этом плане не согласна с Сашей. Я за живой контент. Всё, что касается театра, оно имеет смысл только так, как сейчас мы с вами – лицо в лицо. Этим и ценен театр, поскольку организует встречу... Здесь есть, действительно, своя очаровательная специфика и атмосфера промышленных предприятий. Вчера даже зародилась тема о поэме Евтушенко о Братской ГЭС, так что здесь тоже своя стезя, которая освоится в театре. Хотелось бы, на самом деле, чтобы ещё было здесь больше театров и разнообразия».

– Есть что-то, что вы хотели бы напоследок сказать нашим телезрителям? Напутствия, пожелания.

Екатерина СМИРНОВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Ходите в театр! Помогайте развитию своего же региона этим, потому что, на самом деле, успех спектаклей зависит от зрителя, от восприятия. Зритель очень важен!».

Мария АНДРЕЕВА, актриса московского театра «Мастерская Петра Фоменко»: «И ждём в Москве, конечно же! Будем надеяться, что приедем сюда ещё раз, или какой-то другой спектакль наш приедет. В общем, что это тёплое общение, оно продолжится».

Автор