Полуфиналистка «Топ стюардесс» из Братска Марина Гулевич: «В свои 28 я повидала около 20 стран, и я этим горжусь!»

Известие о том, что братчанка Марина Гулевич вышла в полуфинал международного конкурса «Топ стюардесс 2024», заставило затрепетать не одно сердце в Сибири. Ведь для многих девушек профессия стюардессы ассоциируется с желанным эталоном красоты и элегантности. И мы решили поближе познакомиться с нашей обворожительной землячкой.

фото: Личный фотоархив Марины Гулевич

Очень символично, что международный конкурс «Топ стюардесс 2024» впервые провели в 2014 году, когда выпускница из Братска Марина Гулевич поступила на курсы бортпроводников. И десять лет спустя, в 2024-м, она вошла в число полуфиналисток и претенденток на высокое звание королевы деловой авиации.

И пусть до момента истины, когда члены жюри назовут имена четырёх королев, ещё достаточно много времени – финал состоится 23 октября – мы решили, что нашим читателям будет интересно поближе познакомиться с этой красивой приветливой девушкой, успевшей добиться немалых успехов на профессиональном поприще. 

«Я слышала об этом конкурсе, конечно. Но желания принять участие в нём у меня никогда не возникало. Меня привела в число участниц моя компания «Тулпар Эйр», в которой я работаю полгода. Спустя два месяца после первого рейса моё руководство предложило принять участие в этом конкурсе. Я была немного удивлена, потому что я новый сотрудник, ко мне ещё нужно присмотреться, да и есть другие достойные девушки. И мне тогда хватало переживаний – новая работа, муж отправлялся в зону СВО, у нас была подготовка к свадьбе, 2 февраля мы поженились. В общем, казалось, конкурс вообще не вовремя. Но так как в меня поверили уже на начальном этапе – не в моих правилах отказываться, я очень благодарный человек. Вторая причина: это приглашение будто отбросило меня на несколько лет назад, так как в школьные годы, в университете все эти конкурсы были рядом, и меня приглашали. Но я всегда думала, что недостаточно талантлива, есть девушки красивее. А здесь, когда уже просто сказали: «Надо! Мы в тебя верим! У тебя получится!», было очень приятно. Это был вызов судьбы, и он принят», – поделилась Марина Гулевич.  

В конкурсе «Топ стюардесс» четыре направления – принять в нём участие могут действующие бортпроводницы, стюардессы, завершившие карьеру, и девушки, мечтающие примерить униформу одной из авиакомпаний. В 2024 году на конкурс подали заявки 1709 претенденток, прошли интернет-отбор 267 девушек, и вышли в полуфинал 63 участницы, в том числе наша героиня. 

В прошлом году каждая из королев авиации получила приз в 300 тысяч рублей и путёвку на двоих Дубай. Что станет наградой для победительниц в этом году – пока секрет. 

Далее рассказ Марины Гулевич от первого лица.

Путь в авиацию

Мой путь в авиацию начался в 2014 году – в этом году исполнится 10 лет с моего первого рейса! Я заканчивала школу в Братске и оказалась перед выбором, кем хочу стать. Так получилось, что первые заработанные в качестве аниматора на праздниках деньги я тратила на поездки в Иркутск и Красноярск, где живут мои брат и сестра, а также на Байкал, где проводила каникулы в замечательных палаточных лагерях. И поняла, что хочу постоянно двигаться, общаться с новыми разными людьми, а ещё – что график «пять/два» мне не подойдёт. Помню, как я сидела за компьютерным столом и прямо в поисковике вводила мои требования к профессии – и в списке увидела: «бортпроводник». Отправила свою анкету в «Аэрофлот», и через неделю меня пригласили на очное собеседование в Москву. После экзаменов я поехала в столицу – и прошла!  

На собеседовании оценивают знание английского языка, коммуникативные навыки, внешность, рост. И, если ты по этим критериям проходишь, отправляют на медкомиссию. При положительном заключении врачей авиакомпания заключает с тобой договор и обучает за свой счёт, после чего тебя трудоустраивают. Обучение очень яркое, очень активное. Это такой обширный курс, ты три месяца проводишь в стрессе, но это так интересно, так увлекательно! 

Первый рейс в качестве стажёра-бортпроводника запомнился на всю жизнь (мне кажется, каждая стюардесса помнит свой первый рейс). Это был рейс в Челябинск, мы ночевали там пять часов и летели обратно в Москву. Меня тогда очень поддержала старшая коллега (обычно к молоденьким весьма предвзятое отношение, «дедовщину» никто не отменял), но мне повезло. Мария лет на десять старше меня, и она говорила, что всё у меня получится, чтобы я так сильно не переживала и не боялась пассажиров. Я очень благодарна ей за это!

Мою первую компанию, «Аэрофлот», я называю школой жизни. Потому что когда ты проходишь через «Аэрофлот», у тебя больше шансов продолжить карьерный путь, он открывает тебе больше дверей. Я провела там шесть лет и точно могу сказать: сколько бы ни было трудностей, хорошего для меня было намного больше. Самые лучшие коллеги, самые лучшие командировки, самые лучшие мои путешествия, когда я в отпуск летала – всё связано с этой авиакомпанией. И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это был просто калейдоскоп красок, эмоций. Там был жёстче график, я очень редко бывала дома, но это было так ярко и сочно! Это очень-очень крутой опыт был в этой авиакомпании, я очень благодарна за это «Аэрофлоту».

Но спустя шесть лет я поняла, что хочу расти. Я была старшим бортпроводником, и дальше передо мной встал выбор – либо оставаться в этой компании и ещё лет десять поработать, чтобы стать инструктором, либо идти дальше. 

Меня уже смущало, что есть определённые рамки, каждый твой шаг прописан. А мне хотелось немного свободы. И ещё я поняла, что уже переросла то, что предлагает «Аэрофлот» своим пассажирам, что я хочу давать людям больше сервиса, уюта и комфорта. И в 2020 году закончила курсы бизнес-авиации.  

«Я побывала в таких местах, о существовании которых и не подозревала»

Мне было интересно, каково это – работать на отечественных самолётах, с одним и тем же постоянным экипажем, который для тебя, как семья. В «Аэрофлоте» я летала на огромных иностранных судах, в каждом новом рейсе был незнакомый экипаж. 

И, когда я искала новую работу, меня взяли на российский Як-42 – это такой же бизнес-джет, в который вмещается до четырнадцати пассажиров, очень красивый салон. То есть не обычная машина, которую мы представляем, подумав о советской технике. И всё сбылось: отечественный самолёт, постоянный экипаж, бизнес-авиация! 

Як-42 может летать в такие уголки нашей необъятной России, куда не может полететь обычный иностранный борт, особенно маленький. И наш самолёт очень часто заказывали в северные поселения. Я побывала в таких местах, о существовании которых даже не знала – в Нерюнгри, Мирном, Сабетте (вахтовый посёлок на Ямале), Хатанге (один из самых северных населённых пунктов в Красноярском крае). И думала: я теперь в бизнес-авиации, но я постоянно в каком-то холоде нахожусь! Но и эти времена теперь вспоминаю с теплом и благодарностью. 

А сейчас я работаю в компании моей мечты «Тулпар Эйр». Она базируется в Казани. Тулпар – это мифическое существо, с татарского переводится как «крылатый конь». Её флот состоит из самолётов, на которых я мечтала работать. И теперь я могу на этих бортах вылетать за границу, которая открыта сейчас, это Турция, Дубаи и какие-то дружественные для нас страны.

«Наша миссия – чтобы пассажир вышел из самолёта счастливым и довольным!»

Мои обязанности в линейной авиации, в «Аэрофлоте», и сейчас, в деловой авиации, заметно отличаются. Если говорить про линейную, то там ты действуешь в соответствии с правилами, всё строго прописано в документах, за тебя всё придумали, ты выполняешь.  Шаг влево, шаг право – и можно быть наказанным. В деловой авиации больше творчества и свободы. 

В «Аэрофлоте» мы каждый год практически заново проходили обучение, по две недели учились действовать при аварийных посадках. В больших самолётах работает большая команда, в которой у каждого бортпроводника своя зона ответственности – документация, приёмка питания для бизнес и эконом-класса, торговля и т. д. Когда все пассажиры отдыхают, проводники ходят по салону и проверяют температуру, смотрят на настроение пассажиров, чем им можно помочь. 

А что касается моих обязанностей сейчас – я также проверяю всё аварийное оборудование (его, конечно, уже намного меньше, набор зависит от типа самолёта), отвечаю за приёмку посуды, текстиля из химчистки. Нужно всё разложить на свои места и принять питание – это один из самых важных навыков, необходимых бортпроводнику бизнес-авиации, заказывать питание. Мы узнаем предпочтения пассажира заранее, выбираем один из самых лучших ресторанов Москвы и заказываем блюда. Это, наверное, самый ответственный момент, потому что питание и напитки на борту бизнес-джета создают настроение пассажирам. Наша главная миссия – чтобы пассажир вышел из самолёта счастливым и довольным!

Бортпроводник – женская профессия? О возрасте и красоте

Что касается возрастной планки в нашей профессии – я знаю, что в российские авиакомпании в линейную авиацию набирают бортпроводников в среднем до тридцати лет. Молодому организму ночные перелёты, длительное отсутствие дома, смену часовых поясов переносить легче. Но в «Аэрофлоте» среди стюардесс есть женщины и пятидесяти, и шестидесяти лет, которые пришли в авиацию в юности. И все бортпроводники только рады, когда есть такие опытные коллеги, когда экипаж собирается очень разноплановый, когда есть мужчина в рейсе – это огромный плюс, потому что это помощь и поддержка в каких-то нестандартных ситуациях. 

Я помню свои восемнадцать лет – когда я на борту, пассажиры могли не слушаться меня. Нет, не буду пристёгиваться! Нет, не буду ваши требования выполнять, не буду закрывать столик! Но когда подходит более старшая по возрасту коллега – разговоров становится меньше, и все, как зайчики, пристегиваются и слушаются. Так что я за то, чтобы бортпроводниками работали люди с опытом, главное, чтобы здоровье им это позволяло.

Что касается внешности, конечно, возможно, пассажирам приятно смотреть на симпатичных бортпроводников, но сейчас тенденция такова, что на положительный исход собеседования внешность влияет в очень малой степени. Потому что в нашей профессии нужно иметь хорошую стрессоустойчивость (а на собеседование её проверят), умение разговаривать, умение подавать себя, излучать уверенность. Наверное, эти качества будут нужнее, чем внешность. 

Для меня самым главным качеством бортпроводника является бескорыстное желание помогать людям. Я думаю, оно у меня изначально было, и поэтому мне так легко работается, поэтому я на своём месте. Конечно, есть выгорание. Но многие не справляются и увольняются уже через месяц-два. Потому что вопросы у пассажиров будут одни и те же, ситуации одни и те же. Будет момент, когда вы не виноваты, но вас будут винить в происходящем – в какой-нибудь задержке или поломке самолёта. И тут надо действительно проявить сочувствие, сопереживание и быть рядом с пассажирами – без желания помочь человеку не получится найти себя в этой профессии.

Настоящая стюардесса улыбается до конца? 

Есть такая фраза: настоящая стюардесса улыбается до конца. Но я хочу сказать, что не во всех ситуациях должна быть улыбка на лице. В моей карьере была аварийная ситуация: во время разбега у самолёта разлетелась обшивка двигателя – капот. Всё обошлось, так как детали разлетелись и не повредили обшивку фюзеляжа, мы благополучно приземлись обратно. 

Это был ночной рейс Шереметьево – Ставрополь, в салоне находилось около пятидесяти пассажиров, я была старшим бортпроводником. Мне всегда было интересно, как я себя поведу в какой-то нештатной ситуации – и тогда я и руководство поставили оценку «удовлетворительно». И вот, говоря об улыбке и спокойствии, здесь как раз-таки пассажиры улыбку не ждали. Им нужно было донести эту уверенность, что всё в порядке.

Бортпроводников было трое. И вот мы с молодым человеком всех успокоили, предупредили, что сейчас будет такая же посадка, мы сбросим топливо и приземлимся благополучно в Шереметьево, эвакуация не требуется. Но на посадочной полосе нас встречали аварийные службы. А третья проводница (у неё был небольшой стаж, месяца три), сидела пристёгнутая и бледненькая, она к пассажирам не смогла выйти. Это вопрос опыта и индивидуальной реакции на нестандартные ситуации. Я рада, что справилась. Страшно всегда, конечно. Я всегда себе говорю: неважно, какая проблема приходит, важно, как ты с ней справляешься.

Советы будущим королевам авиации

Меня иногда находят в соцсетях девочки из Братска и задают вопросы, что нужно, чтобы стать стюардессой. Я бы посоветовала, в первую очередь, обратить внимание на английский язык. У меня в начале карьеры был не самый лучший английский, и потому было сложно проходить некоторые этапы обучения. Если сейчас делать на этом акцент, ваш путь в авиацию будет мягким, и добиться успеха можно будет намного быстрее. 

Второе: занимайтесь спортом, здоровье важно! И третье: лучше как можно раньше приходить в эту профессию. Тогда будут какие-то трудности легче переживаться, чисто физически и, кроме того, очень здорово провести свою молодость в путешествиях. Я в свои 28 лет повидала около двадцати стран, и, наверное, я этим горжусь!

Автор