Информация о данной поправке появилась в прошлом году, когда один из депутатов обратился в МЧС, однако получил отрицательный ответ, сообщает Братская студия телевидения со ссылкой на «Российскую газету».
Проблема заключается в том, что оперативные службы сталкиваются с трудностями с проездом к местам происшествия из-за хаотично припаркованных автомобилей. Врачи вынуждены добираться до места вызова пешком, а затем нести пациентов на носилках. Пожарным приходится разматывать рукава на значительное расстояние, из-за чего их длины может просто не хватить. Полиция вынуждена бегать за нарушителями из-за перекрывающих проезд авто.
Но смогут ли поправки решить проблему? Водитель скорой помощи Михаил сказал, что он не будет таранить машины, перекрывающие дорогу. В таком случае он не сможет выполнить свою главную обязанность – быстро доставить врачей к месту вызова. Кроме того, он не сможет доставить больного до медицинского учреждения в случае необходимости госпитализации.
«Любая авария – это проблема. Я останавливаюсь, вызываю подменную машину и ГИБДД. Врачи пешком добираются до места вызова, если это недалеко. Потом приезжает подменная машина, забирает медиков с больным. Но на это требуется время», – прокомментировал свою позицию Михаил.
По его словам, время прибытия экипажа скорой помощи фиксируется в планшетах, однако их программное обеспечение не учитывает дорожные пробки и другие препятствия. Поэтому, когда истекает отведённое время, они начинают торопить водителя. Но даже с использованием специальных сигналов, водитель не может мгновенно преодолеть дорожные заторы. Кроме того, для него важно соблюдать ПДД. В случае ДТП он обязан остановиться и вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии, иначе, даже в случае, если он перевозит пациента в критическом состоянии, его могут посчитать участником ДТП, и ему придётся возмещать расходы на ремонт машины.
Водитель спецтранспорта подчеркнул, что автомобили скорой помощи – не танки или броневики. Протаранив легковушку, машина не сможет продолжить движение, так как основные системы автомобиля находятся впереди. Внесение модификаций в конструкцию автомобиля, например, установка усиленных бамперов, требует значительных затрат времени и денег. Источник в ГИБДД также подтвердил, что данный законопроект не имеет перспектив, поскольку сотрудники полиции ежедневно задерживают нарушителей, жертвуя своими авто и затем проводя много времени на оформлении документов.
Адвокат Сергей Радько разъяснил, что для осуществления тарана необходимо наличие высокорангового начальника в машине, который примет такое решение. Также необходимо иметь видеозаписи происшествия и свидетелей, подтверждающих, что проезд машины оперативных служб был невозможен, чтобы обеспечить оперативное прибытие спецтранспорта к месту происшествия.
Юрист отмечает, что парковки во дворах часто организованы так, что сложно проезжать даже легковым автомобилям. В отношении пожарных машин – возможно, такое авто может сдвинуть плохо припаркованную легковушку, но проехать далеко будет сложно.
В сентябре 2022 года нынешнему главе МЧС Александру Куренкову уже поступало предложение об освобождении пожарных от ответственности за вынужденные ДТП, инициированные при проезде к горящим объектам. На тот момент депутаты предложили спасателям усилить свои пожарные машины и установить специальные таранные бамперы, дабы избежать повреждений дорогостоящих пожарных машин. Но до сих пор подобные инициативы отклоняются.