Более 2 тысяч человек подписали петицию против строительства крематория в Иркутском районе

Решение о строительстве крематория под Иркутском ещё не принято, а жители прилегающих к предполагаемому объекту районов уже высказываются против такого соседства.

Изображение: Ирсити.ру / Яндекс Карты

2038 человек подписали петицию с требованием к администрации Иркутского района отменить решение о строительстве крематория «напротив жилого сектора». Она была создана на платформе change.org Яниной Урсуленко 29 февраля, сообщает ИА «БСТ».

«Я, как и многие другие люди, проживаю в непосредственной близости от предполагаемого места строительства крематория. Это решение вызывает у нас большую тревогу и беспокойство. Мы заботимся о нашем благополучии, здоровье и спокойствии», – написала Янина Урсуленко.

Земельный участок, о котором идёт речь, находится на границе села Мамоны Иркутского района и города Иркутска, неподалёку от Ново-Ленино и станции Батарейной. Его площадь – около 4 гектаров. Он в частной собственности, при этом разрешённый способ его использования – строительство и эксплуатация складов сельхозпродукции.

По данным портала Ирсити.ру, администрация Иркутска в ответ на запрос редакции сообщила, что упомянутый участок определён предварительно, генеральным инвестором проекта строительства названа московская компания «Ритуал.рус», которая ведёт деятельность в 13 регионах РФ.

Тем не менее, проект строительства крематория всё ещё на стадии предварительных переговоров, официальных документов по нему нет. Соответственно, нет и данных о границах санитарно-защитной зоны объекта и его мощности.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25 сентября 2007 года), расстояние от крематория с однокамерной печью до границы жилой застройки не должно быть меньше 500 метров (и 1000 метров – для крематориев, в которых используются большие печи или несколько печей). Однако измеряется оно не от границы участка, а от объекта. 

«Как показывают исследования, крематории могут иметь негативное воздействие на окружающую среду из-за выбросов тяжёлых металлов и других загрязнителей (источник: Всемирная организация здравоохранения). Кроме того, постройка такого объекта напротив жилых домов может серьёзно повлиять на психологическое состояние жителей, – написала автор петиции Яна Урсуленко. – Мы призываем власти Иркутского района пересмотреть это решение. Наш район должен быть безопасным и комфортным для проживания всех его жителей».

В социальных сетях и мессенджерах время от времени встречаются комментарии и других недовольных планами строительства жителей. Судя по таким высказываниям, как «над Ново-Ленино будут зловоние, дым и пепел», люди представляют себе простейшую печь, в которой все продукты горения отправляются через трубу прямиком в атмосферу. Между тем в подобных объектах используются высокотемпературные печи с системой газоочистки. А пепел собирают, складывают в специальные урны и передают родственникам усопших для захоронения. Что касается психологического состояния жителей, то тут нет никаких объективных сравнительных данных о количестве случаев депрессии у населения, к примеру, микрорайона Лисиха, где имеется кладбище, и других частей Иркутска.

В данный момент в Иркутской области нет ни одного крематория. Ближайший расположен в Новосибирске. На его сайте отмечено, что в последние годы там отмечен значительный рост числа заявок на кремацию из сопредельных регионов – Кемеровской, Томской, Омской, Иркутской областей, Красноярского края, Республики Хакасии.

Новосибирский крематорий. Фото: 2ГИС

В 2021 году жители Белгорода тоже выступили против строительства крематория, ссылаясь на близость объекта к жилой застройке. Причём петициями дело не ограничивалось – состоялся даже некий митинг. Тогда власти города сослались на то, что свободной земли для традиционных захоронений в пригороде не осталось, а также подчеркнули, что расстояние от места строительства крематория (а не от границы кладбища, где его возводили) до жилых домов составляет 1 километр и более. Тем не менее, проект заморозили.

В 2023 году против аналогичного проекта выступили жители Курской области – его планировали построить в 20 километрах от Курска, у деревни Нижняя Заболоть. Люди выразили опасения, что открытие крематория приведёт к ухудшению экологической ситуации и росту числа онкологических заболеваний.

К слову, у иркутян тоже есть большой опыт протестов – жители микрорайона Синюшина гора на протяжении 6 лет выступают против строительства новой туберкулезной больницы. При этом они всю жизнь соседствуют со старыми корпусами Иркутской областной туберкулезной больницы 1938 года постройки, мощностью 360 коек. Новое здание стационара рассчитано на 400 коек (в варианте 2017 года – 600). Рост несущественный, но прислушиваться к аргументам властей люди не желают. Они собрали 15 тысяч подписей под петицией против строительства. Под давлением общественности стройку хотели перенести в посёлок Парфёновка Иркутского района – но и там жители заблокировали проект. После этого Минздрав региона вернулся к планам возвести тубдиспансер на Синюшиной горе, ссылаясь на то, что альтернативы просто нет. В отдалении от города нет необходимых инженерных сетей и инфраструктуры, а потому создать «резервацию» для больных туберкулёзом на Байкальском тракте, как предлагают иркутяне, не представляется возможным. К тому же, по словам медиков, в этом случае резко упадёт охват туберкулёзных больных лечением – чаще всего, это малообеспеченные и не слишком социально ответственные граждане. А значит, вырастет число больных с открытой (заразной) формой заболевания, которые будут распространять чахотку среди земляков.

Автор