Более пяти тысяч километров новое рабочее колесо преодолело за три недели. От смены погоды и климатических поясов его укрыли белым полотном. Но даже в нём гигант не сливается с заснеженными пейзажами. Масштаб превосходный. Один только диаметр в 5 метров 78 сантиметров чего стоит.
Найти похожие колёса на других ГЭС не получится. Изготавливаемые по индивидуальному проекту для братского энергоузла агрегаты отличаются конструктивными решениями. Главное из которых – в форме лопасти, оно называется бабочка.
Вес нового рабочего колеса гидротурбины Братской ГЭС, которое доставили из Сызрани, – 73 тонны. Если говорить категориями сравнения, то суммарно столько же весят 11 слонов, 14 самолётов АН-2 или 56 автомобилей «Нива».
Замена рабочих колёс на Братской ГЭС и остальных станциях Ангаро-Енисейского каскада проходит по программе «Новая энергия», которая стартовала в 2007 году по инициативе основателя компании Эн+ Олега Дерипаски.
Алексей БОЯРСКИЙ, главный инженер Братской ГЭС (входит в Эн+): «Очерёдность замены рабочих колёс установлена графиком ремонта гидроагрегатов. При выводе гидроагрегата в капитальный ремонт идёт разборка агрегата и меняется рабочее колесо. Данное колесо планируется заменить на первом гидроагрегате. Срок вывода согласно графику – 28 апреля».
В машинном зале уже обновили 15 агрегатов. Размер инвестиций в данный этап проекта «Новой энергии» составит более 1,5 млрд рублей.
Алексей БОЯРСКИЙ, главный инженер Братской ГЭС (входит в Эн+): «Замена рабочих колёс нам позволяет улучшить характеристики гидроагрегатов. При разных напорах станции гидроагрегаты могут выдавать стабильно свои 250 Мегаватт. Плюс повышается КПД работы всего гидроагрегата».
Эффективность обновлённых гидроагрегатов подтверждена на практике. Объёмы выработки выросли без увеличения расхода воды. Также благодаря реализации программы и установке нового оборудования за 2023 год Братская ГЭС выработала дополнительно более одного миллиарда трёхсот тысяч кВт/ч. Эффектом неосязаемым, но значительным от программы «Новая энергия» станет уменьшение углеродного следа.