«Анализ вторичных сюжетных линий фильма режиссёра Локшина показывает прямые заимствования из фильма «Игры Разума» Рона Ховарда. И Джон Нэш из «Игр Разума», и Мастер представляются авторами как люди, страдающие галлюцинациями, а события, происходящие с ними, кажутся зрителям воображаемыми. Супруга Джона Нэша Алисия теряет мужа из-за его болезни, но с течением времени они воссоединятся и вместе борются с недугом. Джон и Алисия умирают одновременно – их жизнь оборвалась в автокатастрофе», – рассказал «Российской газете» разработчик систем Сильного Искуственного интеллекта, директор Центра долгосрочного прогнозирования НТР и СЭР ИНЭС РАН Евгений Гарин.
По словам Гарина, томские инженеры-разработчики искусственного интеллекта ранее проанализировали все самые известные произведения мировой и отечественной литературы. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова также является одним из бестселлеров по количеству изданий, числу читателей и цитированию. Учёные рассматривают это произведение как последнюю успешную попытку создания российского эпоса.
Искусственный интеллект анализировал национальные эпосы и бестселлеры с использованием методов изоморфизма графов и обнаружил, что все они связаны между собой общим сюжетом «украденная невеста». Такой же момент есть и в романе «Мастер и Маргарита», любовная линия – перенос сюжета «Анны Карениной» в 30-е годы.
«В фильме, в отличие от книги, нет хэппи энда. Мастер и Маргарита не воссоединяются. Фактически Локшин поправляет Булгакова – возвращается к первоначальному сюжету “Анны Карениной” во всём его трагизме», – считает Гарин.