Мнение экспертов: возможна ли четырёхдневная рабочая неделя в России

Эксперты пояснили, для каких видов труда возможна четырёхдневная рабочая неделя, и пойдут ли на это работодатели.

freepik / freepik.com

Ранее сообщалось, что с 1 фераля в Германии протестируют четырёхдневную рабочую неделю. В России эту идею обсуждают уже несколько лет, но никаких глобальных решений пока не принималось. Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец отмечает, что перевод на четырёхдневную рабочую неделю, безусловно, улучшит здоровье и уровень удовлетворённости. Однако сотрудникам придётся стараться работать на 20-30 % эффективнее в оставшиеся 4 дня.

«Надо понимать, что такой переход возможен далеко не для всех видов труда. Невозможно перевести на четырёхдневную неделю работников, обслуживающих непрерывные производства, учителей, сотрудников различного сервиса, полицейских и так далее. Точнее, перевести-то можно, однако выпадающий труд придётся компенсировать за счёт набора дополнительного персонала, что приведёт к росту издержек и повышению стоимости товаров и услуг. То есть в данном случае речь идёт прежде всего об офисных сотрудниках, занятых обработкой информации, и это далеко не весь рынок труда», – комментирует эксперт.

Сокращение рабочей недели до четырёх дней может осуществляться несколькими способами: перераспределением рабочего времени внутри рабочей недели или сокращением недели без уменьшения обязательной выработки. Это способы стимулирования улучшения производительности и повышения комфорта сотрудников.

«Положительно введение четырёхдневной рабочей недели может отразиться только на тех, кто и так не перерабатывал, и соблюдались все нормы труда, а у тех, у кого был ненормированный рабочий день, так он и останется», – отмечает доцент кафедры Управления человеческими ресурсами Плехановского университета Людмила Иванова-Швец.

«Наши работодатели в целом более консервативны, чем их западные коллеги. Если мы говорим о сервисных отраслях, таких как коммуникационный консалтинг, например, то здесь рабочие процессы во многом «зеркалят» своих клиентов. А это значит, что пока клиент не перейдёт на четырёхдневную рабочую неделю, сервис тоже этого не сделает. Компании не готовы платить столько же за меньшую вовлеченность и сокращённые рабочие часы», – резюмирует директор по персоналу агентства КРОС Дмитрий Дударев.

Источник: «Российская Газета»

Автор