СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ: Конфликты учителей и учеников. Кто прав, кто виноват?

Сотни комментариев в социальных сетях, попадание в федеральную новостную повестку и проверка правоохранительных органов. Всё это – результат конфликта между учителем и учеником в 24-й школе Братска. Общественность обсуждает угрозы со стороны педагога и поведение подростка, которое привело к взрывной реакции. Официальный комментарий от городского комитета по образованию гласит, что будут приняты меры. Причастные к процессу обучения отмечают, что произошедшее – уже не просто тревожный звонок, а набат. Отношения поколений в школьных классах требуют срочной корректировки. Далее попытаемся разобраться в причинах возникновения подобных явлений, когда транслятор знаний и опыта становится объектом агрессии.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Денис МЕДОВЩИКОВ, корреспондент БСТ: «Мы умышленно не станем фокусировать внимание на конфликте в 24 школе. И потому, что эмоции его участников наэлектризованы и замутняют разум, и потому, что пока нет официального заключения проверки, говорить о правых и виноватых рано. Но молчать о том, что учитель всё чаще вынужден обороняться, нельзя. Мы встретимся и с педагогами, и со школьниками, и с представителем родительской общественности, выслушаем мнение властей. И попытаемся ответить на вопрос: в современной школе учитель и ученик – союзники или дуэлянты?»

Маргарита ГАЛСТЯН, директор Центра профилактики, реабилитации и коррекции Иркутской области: «У нас создаётся впечатление, что это прям повсеместно. Мы встречаем такие случаи, но сказать, что это прям распространено и широко, наверное, будет неправильно».

За несколько последних лет подобные ролики, практически ставшие трендом в самом негативном смысле этого слова, были сняты в школах больших и малых городов, на уроках и переменах. Реакция всегда одна – поиск виноватых и причин. Копаться в этом можно долго, но, по словам педагогов, всё лежит на поверхности. Первостепенен человеческий фактор. Большую часть привычек и манер ребёнок перенимает в семье. Поколение Z, которое в большей его части и составляет нынешний контингент школьников, это дети тех, кто рос в 1990-е.

Егор ЛЮБИМОВ, учитель физики лицея № 2: «Сейчас мнение актуальное, что поколение родителей, что вот наше поколение воспитывалось родителями, которые учились в Советском Союзе, где и дисциплина, и статус учителя были другими. А современные родители учились с 1990-го по 2000-й условно, и учёба была другая, с них меньше спрашивали. Они не воспринимают учителя и школу как серьёзное мероприятие. Соответственно они не особо следят, что там дети делают в школе, как себя ведут и не считают школу чем-то ключевым в жизни».

Сам учитель физики второго лицея Егор Любимов по меркам возраста не так далеко ушёл от подростков. Их язык ему понятен, мотивы очевидны. Осознаёт молодой специалист и свою уязвимость перед учениками.

Егор ЛЮБИМОВ, учитель физики лицея № 2: «В современном обществе демократические всякие, либеральные настроения привели к тому, что учителя от этого не защищены совершенно. И, к сожалению, мы никак не можем противостоять всем этим поведениям, настроениям, по крайней мере, с точки зрения закона».

Говоря о правилах и нормах, прописанных в документах, нельзя не вспомнить закон о защите учителей, который президент Владимир Путин подписал в декабре. Ознакомиться подробно с его содержание носители знаний пока не успели, у большинства нагрузка – полторы ставки, а это не менее 40 часов в неделю. Документ закрепляет за педагогами право на уважение их человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Именно об этом законе, как только стало известно о конфликте в 24-й школе Братска, вспомнил, комментируя события, депутат Госдумы Александр Якубовский.

Александр ЯКУБОВСКИЙ, депутат Государственной Думы: «Должны быть созданы специальные комиссии в школах и преподаватели в случае, если конфликтная ситуация назревает, должны в такую комиссию обращаться. Дальнейшие выводы должны делать комиссия и предотвращать такие острые и скандальные ситуации. Я считаю, что в данном вопросе необходимо разбираться более детально, делать выводы о причинах произошедшего и в дальнейшем регулировать, не допускать таких же ситуаций не только школах Братска и Иркутской области, но и по всей стране».

Артём ТУГАРИН, ученик лицея № 2: «Мне кажется, именно в отношении к учителям проявляется некое неуважение. Статус учителя, как профессии, снизился в нашем обществе. Это ещё зависит от профессионализма учителя, если он умеет заинтересовать, умеет расположить, то никаких конфликтов не будет. А, если преподаватель первый год работает, ничего не знает, то коллектив класса этим воспользуется, объединится и будет против учителя».

Глеб ТУГАРИН, ученик лицея № 2: «В принципе, дети стали хуже относиться к учителям. Потому, что появилась вседозволенность, как у учеников, так и у родителей. Именно когда дети превышают свои полномочия и родители, возможно, где-то нужно прописать, когда родители не могут обращаться в школу. Нужно внимательно следить, чтобы администрация правильно простраивала отношения между учеником и учителем».

Очевидно, что подростки считывают симптоматику общества, в котором труд педагога уже давно утратил статус сподвижника и перестал быть оплотом неприкосновенности. Быть учителем не модно, не прибыльно. А истории о конфликтах лишь сильнее раскачивают судно, у которого масса пробоин. Особую роль в этом играет влияние социальных сетей. Запрещать их или нет до определённого возраста – решать не нам, не здесь и не сейчас. Но сами школьники признаются, что онлайн-площадки считают наиболее доступными трибунами. В сознании многих рабочей считается формула – снял конфликт, запостил ролик и… тебя услышали.

Софья ЯКОБЧАК, ученица лицея № 2: «Это не погоня за славой. Ролики скидываются в какие-то паблики, они же не от лица того, кто это сделал, публикуются. Я думаю, что это желание доказать свою правоту. Это происходит от того, что дети свято верят в то, что они правы в данной ситуации. Они хотят доказать всему миру, что я здесь прав, а не учитель».

По-другому на публикацию роликов со скандалами смотрит детский омбудсмен Иркутской области Татьяна Афанасьева, называя их ложными симптомами при постановке диагноза современным школьникам. В первую очередь защитница прав детей призывает задуматься о профпригодности учителя, который в ответ на агрессию не смог сдержать эмоции.

Татьяна АФАНАСЬЕВА, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области: «У нас, наверное, стереотипы, что дети ведут себя неприлично, поддерживаются в том числе и через вот такие видеопубликации. Дети – это наше зеркало, и какие мы показываем примеры поведения, такие примеры демонстрируют и наши дети. Я бы не хотела свести ситуацию к обсуждению подростка. На мой взгляд, необходимо разбираться в системе воспитания именно со стороны педагога».

Психологи в конфликтах учителей и учеников видят не просто противостояние поколений, а что-то более личное. И также отмечают особую роль родителей. Татьяна Клещёва – психолог, который консультирует подростков. К тому же она сама мама. Ситуации, когда школа становится полем вербальных и невербальных сражений, разбирает регулярно.

Татьяна КЛЕЩЁВА, психолог: «Если учитель нагрубил моему ребёнку, обозвал его, естественно у меня включается функция – защитить. И мы это начинаем обсуждать в родительских чатах, на кухне. Ребёнок это всё слышит. А когда значимые для него родители говорят негативное про учителя, естественно у него формируется негативное представление об учителе. И учитель из небожителя в кавычках спускается на уровень ниже. Мы хотим участвовать в жизни школы, но иногда эта же наша активная позиция и разрушает тот самый авторитет».

К разрешению конфликтов, по мнению профессионала, стоит привлекать учителей, учеников, родительскую общественность, но в первую очередь школьных психологов.

Татьяна КЛЕЩЁВА, психолог: «Мне очень жаль школьных психологов. У них бешеная нагрузка. Это хорошо, где есть психологические службы. В основном в школах один, максимум два психолога. Для них там куча тестов, куча обработки, коррекции, адаптации и так далее. Они просто не вывозят этот пласт работы. Насколько я знаю ситуацию, у нас в Братске в некоторых школах психологов вообще нет».

Пока неискоренима и ещё одна проблема – замалчивание. Учителя, ставшие жертвами агрессии со стороны школьников, часто предпочитают скрывать подобные факты. Огласка, по мнению многих, равна признанию в собственной некомпетентности.

Татьяна КЛЕЩЁВА, психолог: «Учителя, чтобы не получить нагоняй от заместителя директора или директора, стараются это замалчивать. В итоге они работают по накатанной. Я знаю учителей, которые, когда им срывают уроки, как рассказывали, так и рассказывают. Главное – 45 минут отстоять вахту и уйти. В другой ситуации она рассказала руководству, ребёнка вызывают на комиссию. На комиссии, грубо говоря, наказывают и ребёнка, и маму. Ребёнок с большей энергией начинает наступать на учителя».

Наступление только приведёт к бОльшим разрушением, уверен директор 42-й школы Алексей Борисов. Четвёртый год управления учреждением, где больше тысячи школьников, и общий двадцатилетний педагогический стаж – основа убеждения в том, что главное – это соблюдение личных границ. Не стоит заискивать перед учениками, не нужно выстраивать с ними панибратских отношений. Учитель, убеждён Алексей Борисович, это не замена родителя, это профессионал на рабочем мете.

Алексей БОРИСОВ, директор школы № 42: «Проявления агрессии не допустимо ни со стороны ученика, ни со стороны учителя. Необходимо очень чётко понимать, где заканчивается просто диалог и выяснение истиной правды, а где начинается детская агрессия».

Родительская общественность, когда становится известно об очередном конфликте в стенах школы, как правило, взрывается. Лагерь тех, кто во всём винит педагога, противостоит лагерю тех, кто причиной всего считает недостаток воспитания детей. Григорий Чупин папа двух школьниц своим дочерям с ранних лет доносит единственную вещь – учитель неприкосновенен. Агрессию со стороны наставников он не оправдывает, но и не нападает на оступившихся. Вспоминая свои школьные годы, мужчина говорит, что особо ценными для него были минуты общения с учителем один на один.

Григорий ЧУПИН, папа двух школьниц: «На мой взгляд, педагоги перегружены нормативами. И времени для живого общения, мне кажется, не хватает. Не хватает, чтобы педагоги проводили время с детьми».

Не умаляет он и заслуг братских педагогов младшего звена, когда формируются навыки общения в школьном социуме.

Григорий ЧУПИН, папа двух школьниц: «Младшая школа на сегодняшний день в нашем городе сильная. И любовь к педагогу там как раз развивается очень открыто. Наблюдал, как это очень гармонизирует. Всё приходит, я думаю, с переходным возрастом».

Мнений о том, почему школа становится полем битвы поколений, когда разговоры срываются на крик, может быть масса. Мы выслушали лишь часть из них. Клеймить кого-то позором мы не станем, как и не будем читать нотаций. Хочется только вспомнить одно из главных правил жизни – всегда нужно оставаться человеком, в любом возрасте и любом статусе, будь то учитель или ученик.

Автор