РУСАЛ рассматривает сценарии закрытия ряда убыточных заводов на фоне низких цен на алюминий и финансовых потерь от введения «курсовой» экспортной пошлины, сообщил «Интерфаксу» источник, близкий к одному из кредиторов компании.
При текущих ценах на бирже на алюминий остановка убыточных производств неизбежна, считает он. РУСАЛ не комментирует возможность закрытия ряда своих заводов.
Представитель «СУАЛ Партнерс», контролирующей 25,72% алюминиевой компании, заявил, что «Объединенная компания РУСАЛ не уведомляла акционеров о своих планах».
Наиболее уязвимыми в структуре РУСАЛа выглядят Кандалакшский, Волгоградский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, издержки на которых выше средних по группе, говорит аналитик БКС Дмитрий Казаков. Их мощности рассчитаны на производство 500 тысяч тонн из общих 4,2 млн тонн (в 2022 году РУСАЛ выпустил 3,83 млн тонн алюминия).
С одной стороны, слабый рубль компенсирует РУСАЛу падение цены на алюминий, но с другой, компания вынуждена покрывать значительную часть потребность в глиноземе за счет импорта, отмечает Казаков. В прошлом году РУСАЛ лишился доступа к Николаевскому глиноземному заводу и поставкам глинозема из Австралии – на эти источники в совокупности приходилось около 40% потребления глинозема. Заводы РУСАЛа в европейской и западносибирской части России, которые раньше работали на глиноземе из Николаева, переключились на импортные источники, с дорогой логистикой.
Дорожающий импорт мешает нарастить рентабельность, ее полугодовой уровень – 8% – является самым слабым в секторе. Это средняя маржа, но у заводов в европейской части и на Урале, удаленных от сибирских ГЭС с их дешевой электроэнергией, она в реальности ниже.
Издержки в алюминиевом сегменте по итогам полугодия были на уровне $2300/т, а средняя цена на алюминий на LME – $2331/т (плюс средняя премия $200), то есть почти весь объем прибыли РУСАЛ сгенерировал из премии, напомнил Казаков.
Курсовая пошлина, по оценкам аналитиков, лишит РУСАЛ от четверти до трети EBITDA, увеличив соотношение чистого долга к EBITDA до 13-14 x. Это происходит на фоне роста capex РУСАЛа (за прошлый год он достиг $1,24 млрд, вырос на 4%).
Компания не может приостановить инвестиции в модернизацию заводов из-за возможных оборотных штрафов по программе «Чистый воздух», заявили «Интерфаксу» в Объединении производителей, поставщиков и потребителей алюминия. Программа модернизации четырех сибирских алюминиевых заводов в 2021 году оценивалась в 385 млрд рублей (для реализации программы в федеральном бюджете предусмотрены госгарантии на сумму 329 млрд рублей).
РУСАЛ часто поднимал вопрос о консервации части мощностей, в основном, бывших заводов «СУАЛа», вошедших в 2007 году в объединенную компанию. В 2021 году компания ссылалась на потери «сотен миллионов долларов» в связи с введением экспортной пошлины на металлы (действовала с августа по декабрь 2021 года). Пошлина объяснялась сверхдоходами металлургов на фоне высоких цен на их продукцию. Сейчас цены на алюминий на 12% ниже среднего уровня 2021 года, помимо этого, РУСАЛ в текущем году не получает дивиденды от «Норникеля».
Крупнейшими кредиторами РУСАЛа являются Сбербанк, остаток по кредиту которого составлял в первой половине 2022 года 17,9 млрд рублей (кредит обеспечен акциями «Норникеля»), ВТБ и ГПБ, кредитовавшие РУСАЛ на строительство Тайшетского алюминиевого завода с лимитом до 45 млрд рублей. Ставка по кредитам привязана к ключевой ставке ЦБ. Чистый долг компании на конец полугодия – $6,29 млрд, чистый долг к EBITDA – 12x.