Полузатопленные острова ниже плотины Братской ГЭС за 10 лет «обросли» бакланами. Но несмотря на это земля, где они обитают, выглядит мёртвой. Высохшие деревья, желтеющая трава, вместо почвы – слой птичьего помёта. Он у бакланов особенный, кислотный, с большим содержанием фосфора, который «сжигает» сосны. А запах аммиака способен пробить слезу у любого незваного гостя. И всё же главная проблема не в этом. Промысловики в очередной раз не досчитались улова. Об этом они доложили мэру Братского района на недавнем совещании. Однако муниципалитет не вправе регулировать численность пернатых охотников.
Александр ДУБРОВИН, мэр Братского района: «Для нас рыба и промысловики – это экономика Братского района, потому что люди дают работу большому количеству местных жителей. Эти люди платят налоги в бюджеты всех уровней. А сейчас появился конкурент. Собрав всю информацию, мы обратились к правительству Иркутской области, в министерство сельского хозяйства, в Законодательное собрание, Государственную Думу. Мы достаточно подробно всё изложили, в каком количестве и как мы видим решение этого вопроса».
В 2022 году служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области подсчитала бакланьи пары в регионе. В Братском водохранилище их обнаружено 1400. То есть это около 3000 птиц.
Валентин БОРОДЕНКО, руководитель службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области: «Научное сообщество не делает скоропалительных выводов, что мы должны уничтожать этот вид. Потому что на самом деле до 2019 года он был в Красной книге. А сейчас его численность вызывает определенную тревогу. Вместе с тем мы сейчас уже прорабатываем вопрос о внесении этого вида в охотничий. Также прорабатываем нормативно-правовое регулирование его численности, как это мы делаем по образу и подобию с медведем и волком».
Но если медведь или волк представляют опасность в первую очередь для человека, то большой баклан в Братске – для окуня, сороги, карасей, леща, подлещика. Регулирование его численности должно помочь вернуть рыбные запасы. Как оказалось, этого ждут не только промышленники, но и рыбаки-любители. В этом году, по данным районной администрации, традиционные состязания по спортивной рыбалке удались лишь в районе Шумилово. В остальных местах Братского района жаловались на скудный улов.
Алексей, рыбак: «Да, есть такое, что практически здесь в районах мало стало рыбы».
Александр, рыбак: «С каждым разом всё хуже и хуже. Во-первых, вода прибывает сильно, бакланов много, которые съедают рыбу. Проблема большая, многие жалуются. Я бы за то, чтобы приняли меры, чтобы стало меньше бакланов».
Учёные говорят, что баклан живет там, где есть рыба. Но процесс питания черных птиц почти не изучен. Известно только, что одна особь съедает не больше 750 граммов рыбы в сутки. А ещё численность бакланов бывает и в 10 раз больше, чем сейчас в Братском водохранилище. Нашей территории, однако, это не грозит. Баклан начал двигаться вверх по нерестовым рекам.
Виктор ПОПОВ, орнитолог: «Мы в этом году работали на Братском водохранилище и отметили, посетив две колонии, некогда многочисленные, что произошло резкое снижение численности бакланов в этих колониях. Осталось 30-40 % от того, что было. Баклан, как все остальные птицы, умеет летать и при снижении кормовых запасов он перемещается в места, где ему есть что поесть».
На островах в районе Тенги баклану тоже уже начинает не хватать рыбы. В подтверждение этому трупы этих птиц. Они почти под каждым деревом. Орнитолог подтвердил, это от голода.