Когда-то наводить чистоту в производственных корпусах БрАЗа помогала вот такая машина, на базе трактора Т-16.
Алексей СУЧКОВ, электролизник машинист ТМ БрАЗа: «Здесь находятся пылесборные мешки, которые, когда прекращается работа воздуха, сбрасывают всё вот в этот бункер непосредственно. Здесь весь глинозём, который мы пылесосим. А при помощи лючка всё это выгружается».
Несмотря на солидный возраст, эта пылеуборочная машина вполне еще работоспособна. Однако на смену подоспела более эффективная, а главное – комфортная для водителей техника.
Эта машина оснащена современным двигателем и имеет целых три манипулятора: спереди, по бокам и сзади для труднодоступных мест. Скорость настроена на эффективность уборки.
Алексей СУЧКОВ, электролизник машинист ТМ БрАЗа: «Здесь и климат-контроль, и камера с двух сторон – спереди, сзади. То есть все слепые зоны, которые ты не видишь, все перекрываются камерами. Также установлен джойстик для удобства и различные датчики, чтобы оператор, не выходя из кабины контролировал весь процесс работы».
Техника разработана инженерами РУСАЛа, изготовлена в Красноярске. Помимо пылеуборочных на заводе появились новые машины для пробивки корки электролита, перетяжки анодных рам, раздачи глинозёма, загрузки анодной массы, а также прорезки периферии анода. Программа техперевооружения на БрАЗе действует с 2015 года и рассчитана на 10 лет. Новая техника отличается высокой производительностью и надежностью, более экологична и эргономична.
Алексей ДУБНОВ, начальник участка ТО электролизного производства БрАЗа: «На данный момент в рамках программы на завод поступило 108 единиц новых машин, мы уже списали, вывели из эксплуатации 167 машин. То есть новые машины более производительные. По некоторым видам одна новая машина заменяет две старых. До 2025 года мы ещё получим 28 машин. Все машины основного производства будут заменены новыми».
Главная цель модернизации БрАЗа – не только сделать процесс производства алюминия более экологичным, но и облегчить условия труда металлургов. Поэтому технологическую обработку электролизеров во многих корпусах теперь выполняют погрузчики со специальным навесным оборудованием. Снятие пены, отжим корки электролита, чистка фланцевых листов и прочие операции раньше делались вручную. Сейчас на заводе более сотни таких тружеников. В будущем году поступит 64 новых.
Евгений ЗЕНКИН, директор Братского алюминиевого завода: «Внедрение новой техники направлено на экологию, в том числе машины эргономичны и значительно выше у них производительность труда. И самый главный вопрос – они безопасны для наших операторов, которые обслуживают электролизёры, завозят сырьё и делают все технологические операции на наших электролизных ваннах. Несмотря на то, что мы начали активную фазу строительства нового завода, мы не останавливаем все наши программы, в рамках программы “Чистый воздух”, техперевооружения, новая техника поступает на завод».
Подготовка площадки под новые корпуса электролиза началась на БрАЗе в начале лета. Результатом кардинальной перестройки завода станет перевод большей части производства на технологию предварительно обожжённого анода. На новых мощностях будет полностью ликвидирован выброс бенз(а)пирена, объемы выбросов фтора снизятся в 10 раз. После запуска нового, высокотехнологичного производства более половины нынешних корпусов электролиза демонтируют. Оставшиеся будут полностью модернизированы в рамках проекта «Чистый воздух».