Многометровые картины на фасадах многоэтажек – привычны для больших городов, в сибирском промышленном кластере – всё равно, что всполохи зарниц, инородные, но дружелюбные тела на сером панцире. При этом мурал как отдельный вид искусства появился около века назад в Мексике – во время революционных событий 1920-х годов.
В первых строках расскажем, кто же такой Андрей Артемьев. Деятельный и талантливый художник, он давно известен братчанам и жителям близлежащих городов, но об этом чуть позже. В его портфолио декорирование общественных мест, магазинов, подъездов. Первый мурал авторства Артемьева и его соратников датирован 2022 годом, тогда братчане на стене пятиэтажного дома в Нижнеудинске изобразили портрет участника Великой Отечественной войны.
«Тогда же родилась идея создать несколько муралов в родном городе. Концепция такая – отразить суть, красоту традиционных ценностей Сибири, региона. Поскольку мы это делаем в Сибири, то больше нашего использовать, это было бы красиво. Например, смотришь муралы в Якутии – там национальные рисунки, это смотрится великолепно», – рассказывает Андрей.
Идея воплотилась в проект, который включал в себя создание архитектурных полотен сразу в трёх городах севера Иркутской области: Братске, Усть-Илимске и Нижнеудинске. Поддержка от Фонда президентских грантов в размере двух миллионов ста тысяч рублей позволила закупить всё необходимое и приступить к созданию эскизов. Андрей обратился к братчанам, чтобы те делились идеями, но откликов не было, и тогда художник представил своё видение. Среди прочего знаток оттенков предлагал украсить фасад одного из домов в центре Братска изображением снегиря, дуба или котика в стиле аниме. Девятым валом обрушилась на него критика лубочных ретроградов.
«Какой котик в деловом центре?!» – заявили блюстители только им ведомого облика города.
«Здесь власть, бизнес, важные решения, а вы с птичками и Мурзиками!».
Признаюсь честно, сам голосовал за котика. Считаю, что монохромность будней, особенно зимних, портрет мурлыки может, как минимум, смягчить. Но. Решение экстренно созданного совета строительно-архитектурной нравственности оказалось сильнее мнения сотен человек. Андрей приступил к созданию новых эскизов. Первым воплощенным стало изображение первостроителя на фасаде 11-го дома на улице Подбельского. Мужественного представителя сибиркой индустриализации три сподвижника Артемьева рисовали почти неделю.
«Стену предварительно загрунтовали. Ночью с помощью проектора нанесли контур и заполняем его специальными красками, которые не боятся солнца, ветров и осадков. Цвета не выгорят 10 лет», – рассказала нам художница Анастасия ЧУПРЕЕВА.
Затем по тому же сценарию отработали дома в Падунском и Правобрежном районах. Там появились изображения Братской ГЭС и собак-путешественников соответственно. После украшения домов в северной столице Приангарья творцам некогда почивать на лаврах. Они уже отправились в Усть-Илимск и Нижнеудинск. Там также появится по три мурала, мотивы которых выбрали путём народного голосования. Закончить работы должны в августе.
А теперь стряхнём пыль с исторических архивов и вспомним историю муралов в Братске. Да, об этом направлении уличного искусства говорили несколько последних лет. В 2021 году градостроительный комитет всерьёз рассматривал вопрос изменения облика спальных районов. На тот момент председатель профильного комитета Андрей Бакшеев пытался разворошить студенистые массы воспитанных советским союзом архитекторов.
«Я боюсь чего? Мы придумаем себе проблему. Да, возможно, назрело. У меня был, конечно, вопрос – когда назрело и почему только сейчас? Что случилось вчера, что сегодня назрела эта проблема?», – Владимир ПУЛЯЕВ, архитектор.
Тогда же критике подверглись эскизы учеников Детской школы искусств № 3 с лисичками и медведями.
«Ну, опозориться мы всегда успеем, ребята. Честно», – заявлял архитектор Николай ПЕРЦЕВ.
Невольно возникает ощущение, что для профессионалов (и это безоговорочно так), взращенных соцреализмом, животно-природные мотивы в архитектуре – жупел.
Тогда же проектировщики городской среды парировали: дешевле использовать баннеры, тем более, что такой опыт у муниципалитета есть: на фасадах домов размещены 15 огромных изображений ветеранов Великой Отечественной войны. Но в мэрии отметили, что подобный формат – временная мера. Баннеры выцветают и под воздействием погоды быстро изнашиваются.
Слово «мурал» произошло от испанского muro, что в переводе означает «стена». Братский художник Андрей Артемьев стены украшает и рушит – закостенелые, архаичные. И да, в этой истории будет пусть не хэппи-энд (мы желаем мастеру мазков долгой карьеры и ярких проектов), но счастливая глава. Многометровый котик в центре Братска всё-таки появится. Андрей Артемьев нашёл ничем не занятую стену, объявил сбор донатов – и бинго, необходимая сумма была собрана менее чем за сутки! Увидеть изображение усатого и хвостатого можно будет ближе к осени.
Подобные инициативы не могут не радовать. Очевидно, что Братск делает первые шаги по тропе урбан-арта. Но сибиряки готовы перенимать опыт коллег из других регионов. Достаточно забить в поисковике «Муралы в России», чтобы понять – время смысловых, интересных и самобытных картин давно настало. На западе страны проходят фестивали картин на фасадах и принимать участие в них почётно. Куда ценнее позитивные отзывы местных жителей, привычный вид из окон которых украшают произведения искусства.