Госдума готовит ко второму чтению законопроект, прописывающий процедуру онлайн-урегулирования споров с интернет-магазинами и любыми электронными сервисами. Например, написать претензию через "Госуслуги" можно будет агрегатору такси. Водитель был груб? Не довез? Пожаловаться можно будет в электронном режиме через официальный сервис.
С законодательной инициативой выступило правительство России. Сейчас в правительстве готовятся поправки, корректирующие проект.
В больших городах многие люди отвыкают ходить по магазинам. А голосовать на дороге уже никому в голову не приходит. Но к виртуальным продавцам возникает не меньше вопросов, чем к обычным. В правительстве подчеркивают: если у покупателя возникают претензии к качеству товара или услуги, он должен иметь возможность быстро и просто предъявить их продавцу. После принятия закона сделать это можно будет через портал "Госуслуги". Если же договориться не удастся, собранные материалы помогут человеку доказать свою правоту в суде. В том числе подтвердить, что пытался призвать к совести продавцов или таксистов, но они остались глухи.
Это важный юридический момент. Далеко не всегда досудебный порядок обязателен. Иногда можно сразу идти в суд. Но если человек обратился к продавцам с законной претензией, а ему отказали, то суд должен назначить продавцам еще и солидный штраф. Который пойдет в пользу покупателя.
Сумма штрафа составит половину от взысканных сумм. Круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур онлайн-механизмов, не ограничен.
"Законодательная инициатива направлена на создание правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров. Предусматривается, что споры между потребителями и интернет-продавцом каких-то товаров могут быть урегулированы в досудебном порядке с использованием портала "Госуслуги", — прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - К процедуре урегулирования спора могут привлекаться эксперты и медиаторы".