Рекламный баннер

Операторов связи обяжут получать согласие граждан на рекламные спам-звонки

Операторов связи обяжут получать согласие граждан на рекламные спам-звонки
@ Reuters
Рекламный баннер

Госдума начала сбор отзывов на законопроект, защищающий граждан от назойливых спам-звонков. Рекламщиков обяжут заключать с сотовыми операторами специальные договоры. И в любом случае, никто не сможет звонить по рекламным делам, если человек сам не даст на это согласие.

С инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Они обратили внимание на проблему, о которой наслышан, наверное, уже каждый: назойливые рекламные звонки. Причем нередко выслушивать приходится не людей, а роботов. Электронный звонок из "стоматологии", "кредит от банка" или "страховка на все случаи жизни" могут настигнуть в самый неподходящий момент.

"Более половины опрошенных жителей (53 процента) заявили, что испытывают серьезное неудобство при получении подобного звонка и даже сильное раздражение", — сообщают разработчики проекта, ссылаясь на проведенные исследования. 

Впрочем, есть ощущение, что-либо граждане поскромничали, либо оставшиеся 47 процентов из ответивших оказались спамерами. Хотя нельзя исключать, что кому-то рекламные звонки еще не приелись.

Как замечают разработчики проекта, в настоящее время существует упрощенный и, по их словам, эффективный механизм блокировки телефонного спама для текстовых сообщений. Действие этого механизма предлагается распространить и на голосовые сообщения. 

"Рассылка голосовых сообщений по сетям телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение такой рассылки", — сказано в проекте. 

Причем именно заказчик рекламной рассылки и оператор сотовой связи должны будут доказать, что разозленный ими человек когда-то давал согласие на звонки. Еще один пункт: рассылка голосовых сообщений должна осуществляться на основании договоров рекламщиков с сотовыми компаниями. Нарушителям правила грозят штрафы, объясняют эксперты.

По мнению члена Ассоциации юристов России Антона Бибарова-Государева, предлагаемые новшества усилят защиту граждан. В первую очередь отделаться от рекламных "ухажеров" будет проще. Важно также, что бизнесмены не смогут рассылать сообщения втемную, то есть не ставя в известность сотовую компанию. Начнут работать без договора, будут наказаны. Пришлют голосовое сообщение без согласия гражданина - также будут наказаны. И поделом.

Кстати, жаловаться на электронных "стоматологов" и "страховщиков" можно и сегодня.

"И сейчас, и в последующем из-за ненормальной спам-активности абоненту всегда можно пожаловаться на оператора связи в ФАС России и в ее региональные управления", — рассказал Антон Бибаров-Государев.

Он рассказал, что, по данным ведомства, в прошлом году за шесть месяцев антимонопольные органы рассмотрели 6319 заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства. Лидерами по жалобам стали спам-звонки - это 36,5 процента от всех выявленных нарушений.

"Нам очень много жалуются на спам-звонки, и хочу отметить, что мы с основной четверкой операторов сотовой связи разработали такой механизм, когда потребители могут пожаловаться на спам-рекламу напрямую сотовому оператору. Это занимает меньшее количество времени, и быстрее такие жалобы рассматриваются, — рассказала в свое время заместитель руководителя ФАС Карина Таукенова. - Система нуждается в том, чтобы ее усовершенствовать, тем не менее первый шаг мы сделали именно потому, что видим: большое количество жалоб приходится на спам-звонки".

Например, на Камчатке суд оштрафовал на 100 тысяч рублей провайдера, который вывел из себя местного жителя настойчивыми звонками: абоненту предлагали подключить интернет. Но он решил подключить к делу ФАС.

"В управлении пришли к выводу, что реклама, распространенная провайдером на номер телефона гражданина без его предварительного согласия, является ненадлежащей, а действия компании - нарушающими Закон о рекламе", — рассказали в ведомстве.

Суды поддержали позицию антимонопольной службы.

В свою очередь, член АЮР Антон Бибаров-Государев напомнил, что в Госдуме уже рассматривается ряд законопроектов, направленных на борьбу с телефонным мошенничеством. Например, увеличиваются штрафы для тех сотовых компаний, кто не установил на линию аппаратуру спецслужб.

"Операторов связи уже несколько лет назад обязали устанавливать на свои сети системы оперативно-разыскных мероприятий, которые помогают отслеживать звонки и трафик, — рассказывает член АЮР. - На самом деле, такое оборудование позволяет блокировать номера мошенников, тем самым не допуская хищения денег у доверчивых россиян. Законодатель предусмотрел в КоАП штрафы за неисполнение этого обязательства. Правда, на практике выяснилось, что действующие штрафы не впечатлили операторов".

Бизнесмены не смогут включать свои электронные звонки, не поставив в известность сотовую компанию
Поэтому предложено ввести для компаний-нарушителей так называемые оборотные штрафы, когда они четко не зафиксированы, а зависят от выручки, но не менее одного миллиона рублей.

"Это уже совсем другие деньги - десятки миллионов рублей в зависимости от региона. Отсюда стоит ожидать большей ответственности от операторов связи", — считает Антон Бибаров-Государев.

Российская газета - Федеральный выпуск: №47(8992)

Российская Газета
Автор

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций