«Норникель» сократит дивиденды – ради пшика в инвестиции?

«Директора посовещались, и я решил» – так можно перефразировать старый советский анекдот после, в какой-то мере сенсационного, решения Совета директоров «Норникеля»

«Первое Сибирское информационное агентство»

15 декабря минувшего года менеджеры компании предложили снизить дивиденды акционеров в четыре раза до 1,5 миллиардов долларов. Мол, времена тяжёлые. Хотя и цены растут. Год назад, по итогам 2021-го, выплаты дивидендов превысили 6 миллиардов, и это после двух лет ковидного шока и самоизоляций. А сейчас вдруг стало трудно?

Впрочем, разберём, где же там собака зарыта. Как пишет РБК со ссылкой на слова неназванных источников в металлургической корпорации, «менеджмент обосновал необходимость существенного сокращения дивидендов большой инвестпрограммой».

Если вы думаете, что на «большую инвестпрограмму» уйдут как раз сэкономленные 4-5 миллиардов (ну или даже полтора, если считать по нормативу 30% EBITDA, но об это дальше), то вы сильно недооцениваете рачительность и бережливость компании (а по сути главного акционера). Нет, добавка на новое оборудование, всевозможные Сернистые проекты 2.0 и прочие составит всего 430 миллионов долларов, увеличение лишь на 10% до 4,7 млрд.

Аналитический портал smart-lab резонно замечает, что объемы добычи «Норникеля» снижались от года к году, и выстраивает стройные ряды цифр снижения этой самой добычи по годам, начиная с 2019:
 

палладий – 2922,  2826,  2616 тысяч тройских унций (-10,5%);

никель – 229,  236,  193 тысяч тонн (-15,7%);

медь – 499,  487,  407 тысячи тонн (-18,4%);

платина – 702,  695,  641 тысяч унций (-8,7%).

В скобках подсчитано, на сколько процентов упала добыча в 2021 году по отношению к 2019-м. Картина тревожная для мирового лидера, даже с учётом ковидных нарушений в логистике и всемирном производстве. Хотя инфекция не только сократила производство, но и подняла цены. Это позволяло выплачивать дивиденды по 1600 рублей на акцию, с доходностью под 10%, против предлагаемых ныне 680 и 4,6% (цифры округлённые). И сейчас, возможно, как раз таким падением будут обосновывать рост инвестпрограмм, мол, производство в 2019-2022 годах уменьшилось из-за износа оборудования (и последовавших аварий), а уж они, в свою очередь, как раз случились из-за нехватки капвложений. Но кто мешал раньше вкладываться в оборудование?

При этом в «Норникеле» прогнозируют, что и в наступившем 2023 году объёмы производства будут ниже, чем в 2019-м. «В 2023 году [компания] планирует произвести от 204 000 до 214 000 тонн никеля (против 219 000 тонн в 2022 году) и от 2,4 до 2,562 млн унций палладия (производство в 2022 году – 2,79 млн унций)», сообщает Forbes.ru

Некоторые аналитики ссылаются на дивидендное соглашение, принятое в далёком 2012 году после серии скандалов между главными акционерами. По действующему документу, «Норникель» должен распределять на дивиденды 60% EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization – прибыль компании до вычета процентов по кредитам, налога на прибыль и амортизации) при соотношении чистого долга к EBITDA на конец года менее 1,8x, или же 30% EBITDA при соотношении выше 1,8х, но не менее 1 миллиарда долларов. РУСАЛ тогда, до 2012 года, обвиняли в агрессивной дивидендной политике. Однако сейчас аналитики оценивают размер EBITDA «Норникеля» за минувший 2022 год ну никак не меньше 9 миллиардов долларов. Такую сумму называет, например, пользователь Russian_Stocks на портале tinkoff.ru. РБК приводит ещё более значительные цифры: «По прогнозу инвестбанка «Синара», EBITDA компании по итогам 2022 года снизилась c $10,5 млрд до $9,9 млрд, а по прогнозу БКС — до $9 млрд».

Казалось бы, при такой прибыли и при выплате по нормативу 60%, дивиденды могли бы составить аж 2400 рублей на акцию, а никак не 680. Кстати, при этом РУСАЛ вполне согласен и на предложенные дивиденды. По крайней мере, своего несогласия компания до сих пор не высказала.

Более того, как замечает Алексей Калачев из ФГ «Финам» порталу smart-lab.ru: «Не похоже, что долговая нагрузка «Норникеля» радикально изменилась. В 2022 г. компания должна была погасить еврооблигаций на $1 млрд. В замену во второй половине года были размещены на МосБирже биржевые облигации на 25 млрд руб. и на 5 млрд китайских юаней, что в сумме покрывает это погашение. Но, допустим, что были еще какие-то большие займы у банков, и долговая нагрузка поднялась выше 2,2х. В этом случае распределение 30% EBITDA давало бы дивиденды в размере как минимум 1200 руб. на акцию».

Но если акционеры не возражают…

Что касается увеличения инвестпрограм, вкладов в новое оборудование и технологии прибавка в 430 миллионов долларов в абсолютных цифрах выглядит очень круто. Пусть даже это всего лишь и 10% относительного роста. Хотя эта прибавка чуть ли не в 10 раз меньше, чем сокращённые дивиденды. К тому же, что (и главное когда) построят на эти деньги? Вот свежая новость от «Интерфакса», которую сейчас цитируют все информагентства мира, к примеру, Forbes:

«Норникелю» придется сдвинуть сроки реализации двух крупных проектов – строительства новой Норильской обогатительной фабрики (НОФ-2) и третьего плавильного комплекса на Надеждинском металлургическом заводе, сообщил старший вице-президент, производственный директор компании Сергей Степанов. По словам Степанова, сроки будут сдвинуты «на пару лет точно»: НОФ-2 планировалась к реализации в районе 2027 года, но сейчас, видимо, сдвигается на 2029 год. По третьему плавильному агрегату НМЗ – если раньше были перспективы запуска 2025-2026 год, то сейчас это скорее 2029 год».

На невыполнение «Норникелем» инвестпрограмм ещё и раньше неоднократно указывал и член Совета директоров «Норникеля» и заместитель гендиректора UC Rusal Максим Полетаев. Например, в октябре 2020 года его слова приводит РБК: «Инвестпрограмма [«Норникеля»] огромная. Но компания осваивает лишь до 65% заложенных в ней средств. И нам это не может нравиться». В 2021 он снова говорил такими же словами, только цифра увеличилась до 75%. Но тогда и планы по инвестициям были вдвое меньше нынешних. А после череды аварий, в том числе с разливом нефтепродуктов, и выплаты рекордного штрафа в 146,2 миллиарда рублей (2 миллиардов долларов) многие критики отмечали, что «если бы эффективно расходовали деньги, в том числе на инвестпрограммы, то всех этих ЧП не было бы».

С другой стороны, при холдинговой организации работы точку получения прибыли можно сместить на подрядные компании…

Впрочем, разлив дизтоплива под Норильском в мае 2020 года стал своего рода переломным моментом. Он заставил менеджмент компании более серьёзно задуматься о социальной ответственности и экологической (без)опасности. Под давлением федеральных и краевых властей разработан беспрецедентный план социально-экономического развития города до 2035 года. Стоимость запланированных работ 120 миллиардов рублей на 15 лет, 70% из них за счёт «Норникеля» (это меньше, чем штраф за разлив топлива). Плюс компания дополнительно обещала выделить ещё 150 миллиардов впервые за 27 лет с момента приватизации:

«Главным пунктом программы изменений является строительство жилья. На первоначальном этапе планируется провести полный демонтаж семи аварийных здания, построить две многоэтажки в центре Норильска, три – в Оганере, возвести 10 малоэтажных домов на уже имеющихся фундаментах в Норильске и Талнахе» (цит. по «Ведомости.Город»)

Как будет выполняться программа в новых постковидных и недружественных условиях современной жизни, увидим в ближайшие годы. Хотя и в более спокойное время даже направленные исключительно на модернизацию производства инвестпрограммы выполнялись… Впрочем, что называется см. выше. 

Однако закончить хочется совсем оптимистично, короткими цитатами.

Дивиденды вырастут!?

«Дивиденды накапливаются – ждём возврата во II полугодии 2023 г. с доходностью 15–20%... В наших фаворитах остаются Северсталь, традиционный лидер с точки зрения дивидендной доходности (15% M2M FCFY), Норильский Никель (13%) с принятием новой дивидендной политики, а также РУСАЛ (17%, с учетом дивидендов от Норникеля)», сообщает нам свой прогноз БКС Экспресс.

Но возможно и нет…

«Окончательное решение по дивидендам пока не принято. Оно ожидается в марте-апреле, когда совет директоров сформирует рекомендацию для собрания акционеров и после закрытия финансовой отчетности за непростой 2022 год», – tinkoff.ru.

Цены на никель упадут и прибыль вместе с ними!?

«В [2022] году цены выросли на 40%, а в марте LME (Лондонской бирже металлов) приходилось останавливать торги никелем, после того как цена на металл превысила $100 тыс. за тонну. Сейчас фьючерс с поставкой через три месяца стоит $27,7 тыс. Большие колебания цен уже вызвали сомнения в статусе котировок LME как глобального эталона. Как писала газета Financial Times, трейдеры считают цену фьючерса не соответствующей реалиям рынка. Аналитик CRU Group Нихил Шах утверждает, что цена должна быть ниже $20 тыс., так как мировая экономика вступила в период замедления», «Коммерсантъ».

А что скажет главный акционер?

«Дивидендов в том объеме, к которому инвесторы привыкли за последнее время, не будет ни в 2022-м, ни, предположительно, в 2023 году», – говорил Потанин. Приоритетами для компании сейчас является поддержание непрерывности производства, обеспечение обязательств перед работниками, государством и партнерами. «И акционеры здесь оказались, к сожалению для акционеров, в том числе и для меня, в этой очереди не первыми», цитата «Интерфакса».

Автор