Стук колёс по железнодорожным путям до сих пор остаётся символом комсомольской стройки семидесятых годов. Байкало-Амурская магистраль соединила не только Сибирь и Дальний Восток, но и помогла найти любящим сердцам друг друга. Работа в -50, трудовые подвиги и в снег и в зной стали настоящим испытанием на прочность характеров для советской молодёжи. Мы всё вытерпели ради будущего наших потомоков, говорит ветеран БАМа Лариса Разуваева.
Лариса РАЗУВАЕВА, ветеран БАМа, председатель Совета ветеранов Правобережного района г. Братска: «Люди очень многое прошли, очень трудно было. В общем, кто жил в палатках, кто в вагончиках, а порой и вообще в зимовье или под открытым небом».
Прибытие ветеранского поезда со строителями БАМа на станцию «Падунские пороги» – это шаг в историю нашей страны, которая вершилась пятьдесят лет назад и продолжается сегодня. Кто-то приехал на магистраль в далекие 70-е ещё совсем мальчишкой, как, например, Александр Ушаков. Начинал с плотника, а позже перешёл в разряд передовиков и первопроходцев. Лопату то и дело меняли на лом, рассказывает он. Было тяжело, но об усталости даже и не думали.
Александр УШАКОВ, ветеран БАМа: «Зима, лето – копали. Всё спокойно, всё весело. Мы выезжали, нас «закидывали» сюда как десант, и мы копали. Утром нас завозили, вечером нас дежурка забирала. По два человека, сухой паёк, нормально и весело. На костре грели тушёнку».
В год 85-летия Иркутской области сорок четыре ветерана БАМа получили возможность побывать в местах своей молодости, где сквозь многометровый слой льда и незаканчивающейся глины они прокладывали километры стальных магистралей, вспомнить былые времена и величие стройки. И огни комсомольской стройки сияют для них до сих пор, правда по-новому. С артистами, концертной программой, митингами и встречами.
Татьяна КОРИКОВА, представитель правительства Иркутской области, сопровождающая поезд: «Правительством Иркутской области было принято решение организовать поезд «Огни магистрали» именно в те города и поселки, где живут ветераны и где проходит эта магистраль. Была продумана идея о встречах ветеранов и молодёжи, когда люди, которые имеют опыт, могут передавать его, рассказывать и говорить о БАМе, о значении магистрали в развитии нашей области и страны».
История БАМа, как проекта тихоокеанской железной дороги, начиналась ещё в конце XIX века. Разведка местности проводилась уже в 1926 году, а впервые в борьбу с вечной мерзлотой вступили в 32-ом. Один из ключевых участков магистрали – Тайшет-Братск-Усть-Кут – сдали через 26 лет.
Марина ЗУБАКОВА, заместитель мэра Братска по социальным вопросам: «То, что невозможно было сделать в царской России, смогли в советской стране. Пройти непроходимую тайгу, укротить буйные реки Сибири, растопить вечную мерзлоту и вдохновить на трудовые подвиги буйные сердца комсомольцев-добровольцев. Ведь именно в 1974 году комсомольская стройка получила звание Всесоюзной ударной».
Утром 10 октября поезд вернулся на станцию «Иркутск-Пассажирский». Он преодолел больше 1000 километров пути и в очередной раз доказал, что БАМ – это на века.