Как не стать жертвой мошенников? Запомните хотя бы одно правило

Сентябрь этого года – месяц урожая для телефонных мошенников. Побиты рекорды по суммам, которые жители Иркутской области добровольно передали в руки преступников. Почему, несмотря на многократные разъяснения правоохранителей, люди легко попадают под влияние манипуляторов и расстаются со своими сбережениями, продают квартиры, машины, берут кредиты? Вопросы специалистам задала Елена Чайковская.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Девять миллионов 400 тысяч. Одиннадцать миллионов 700 тысяч. Эти астрономические для рядового обывателя суммы перекочевали в сентябре от двух жительниц Приангарья в карманы телефонных аферистов. В Братске с начала года зафиксировано свыше 500 преступлений в этой сфере. Сумма – более 43 миллионов рублей. Раскрыто около сотни дел, ущерб с виновных взыскивает суд. Если это возможно.

Анастасия ЯКУШЕВА, следователь следственного отдела № 1 Межмуниципального управления МВД России «Братское»: «Они трудно раскрываемые, поскольку преступники зачастую находятся в совершенно других регионах России, а бывает, ближнего и дальнего зарубежья».

Схемы обмана используются разные. В том числе старые известные, которые, тем не менее, срабатывают вновь и вновь. Братчане охотно общаются по телефону со лжеследователями, сотрудниками банков, полиции, финансовых компаний, выполняют их указания, чтобы обезопасить свои средства, получить компенсацию за лекарства, прибыль от инвестиций, вызволить родных из беды. И попадают в ловушку.

Анастасия ЯКУШЕВА, следователь следственного отдела № 1 Межмуниципального управления МВД России «Братское»: «Сотрудники банка никогда не звонят и не спрашивают персональные данные, никогда не сообщают о том, что произведены неправомерные действия с лицевыми счетами, сотрудники правоохранительных органов, ФСБ, следственного комитета никогда не отправляют фотографии своих удостоверений через мессенджеры. Это исключено, это запрещено, невозможно, это в первую очередь должно натолкнуть человека на мысль, что его обманывают».

Пострадавшие идут не только в полицию, но и к психологам. Стать жертвой мошенников – значит не только потерять деньги, но и еще получить душевную травму. На личных беседах выясняется, что преступники используют одни и те же приемы влияния на человека, которые срабатывают безотказно.

Галина МАРКОВА, психолог: «Что делают мошенники – они вводят человека в состояние тревоги: происходит что-то негативное, а спасти тебя могу только я. И мошенники начинают четко объяснять алгоритм действий для "спасения"».

Впрочем, повод может быть и радостный, например, выигрыш. Преступнику важно вызвать у потенциальной жертвы эмоцию. А если говорят чувства, отключается разум. Но главное для мошенника – поместить человека в жесткие временные ограничения. От вас требуют действий срочно, сейчас, не давая опомниться. Если сделаете первый шаг – сделаете и второй, таковы законы психологии. Поэтому основное – не спешить.

Галина МАРКОВА, психолог: «Как только вам позвонили и у вас идет раскачка эмоционального фона, вы берете паузу, выдыхаете и говорите – хорошо, я вам перезвоню. Никогда никакой спешки! Это манипуляция – сократить вас во времени. Например, родственники попадают в неприятные ситуации, в ДТП, и только вы должны спасать – тут же стоп».

Потерпевшая от действий мошенников, потеряла 9 миллионов 400 тысяч рублей: «Лучше перепроверить. Лучше, может, грубо ответить, чем попасть в такую ситуацию, как попала я».

Все знают, что засовывать пальцы в электрическую розетку нельзя. Просто – нельзя. И с телефоном нужно выучить хотя бы одно правило. Когда вам звонят незнакомые люди, роботы – неважно, кто, сообщают о проблеме и дают указания, как действовать, – прерывайте звонок. Не вступайте в переговоры. А дальше – думайте. Советуйтесь с родственниками, друзьями. Звоните на горячие линии банков, телефонных компаний, в полицию, если хотите проверить информацию. И все у вас будет хорошо. 

Автор