Девять миллионов 400 тысяч. Одиннадцать миллионов 700 тысяч. Эти астрономические для рядового обывателя суммы перекочевали в сентябре от двух жительниц Приангарья в карманы телефонных аферистов. В Братске с начала года зафиксировано свыше 500 преступлений в этой сфере. Сумма – более 43 миллионов рублей. Раскрыто около сотни дел, ущерб с виновных взыскивает суд. Если это возможно.
Анастасия ЯКУШЕВА, следователь следственного отдела № 1 Межмуниципального управления МВД России «Братское»: «Они трудно раскрываемые, поскольку преступники зачастую находятся в совершенно других регионах России, а бывает, ближнего и дальнего зарубежья».
Схемы обмана используются разные. В том числе старые известные, которые, тем не менее, срабатывают вновь и вновь. Братчане охотно общаются по телефону со лжеследователями, сотрудниками банков, полиции, финансовых компаний, выполняют их указания, чтобы обезопасить свои средства, получить компенсацию за лекарства, прибыль от инвестиций, вызволить родных из беды. И попадают в ловушку.
Анастасия ЯКУШЕВА, следователь следственного отдела № 1 Межмуниципального управления МВД России «Братское»: «Сотрудники банка никогда не звонят и не спрашивают персональные данные, никогда не сообщают о том, что произведены неправомерные действия с лицевыми счетами, сотрудники правоохранительных органов, ФСБ, следственного комитета никогда не отправляют фотографии своих удостоверений через мессенджеры. Это исключено, это запрещено, невозможно, это в первую очередь должно натолкнуть человека на мысль, что его обманывают».
Пострадавшие идут не только в полицию, но и к психологам. Стать жертвой мошенников – значит не только потерять деньги, но и еще получить душевную травму. На личных беседах выясняется, что преступники используют одни и те же приемы влияния на человека, которые срабатывают безотказно.
Галина МАРКОВА, психолог: «Что делают мошенники – они вводят человека в состояние тревоги: происходит что-то негативное, а спасти тебя могу только я. И мошенники начинают четко объяснять алгоритм действий для "спасения"».
Впрочем, повод может быть и радостный, например, выигрыш. Преступнику важно вызвать у потенциальной жертвы эмоцию. А если говорят чувства, отключается разум. Но главное для мошенника – поместить человека в жесткие временные ограничения. От вас требуют действий срочно, сейчас, не давая опомниться. Если сделаете первый шаг – сделаете и второй, таковы законы психологии. Поэтому основное – не спешить.
Галина МАРКОВА, психолог: «Как только вам позвонили и у вас идет раскачка эмоционального фона, вы берете паузу, выдыхаете и говорите – хорошо, я вам перезвоню. Никогда никакой спешки! Это манипуляция – сократить вас во времени. Например, родственники попадают в неприятные ситуации, в ДТП, и только вы должны спасать – тут же стоп».
Потерпевшая от действий мошенников, потеряла 9 миллионов 400 тысяч рублей: «Лучше перепроверить. Лучше, может, грубо ответить, чем попасть в такую ситуацию, как попала я».
Все знают, что засовывать пальцы в электрическую розетку нельзя. Просто – нельзя. И с телефоном нужно выучить хотя бы одно правило. Когда вам звонят незнакомые люди, роботы – неважно, кто, сообщают о проблеме и дают указания, как действовать, – прерывайте звонок. Не вступайте в переговоры. А дальше – думайте. Советуйтесь с родственниками, друзьями. Звоните на горячие линии банков, телефонных компаний, в полицию, если хотите проверить информацию. И все у вас будет хорошо.