Подрядчик доделывает топором последние штрихи. Вспоминает, что ещё прошлым летом на этом месте уложил первый, окладной венец. Теперь сруб полностью готов. Изба-связь выполнена по традиционной технологии «в чашу». Кровля держится на «потоках» и «курицах». Украшают её так называемые коньки. А маленькие окна сделаны с имитацией слюды.
Эдгар АДЖАТЯН, подрядчик: «Никогда не сталкивались с такими сложными проектами, никогда на мох не клали. Потолок был сделан из бревна по требованию заказчика. "Курицы" – это нижняя часть ели, корень врастает в одну сторону, создавая 90 градусов, чтобы потом клался туда "поток". Стекает туда вода, и получается водосточная система. "Поток" делается из лиственницы, было очень сложно это всё сделать. Окна тоже очень оригинальные, присутствуют кованые элементы, тоже всё делалось вручную».
По всем техническим вопросам бригаду рабочих консультировал архитектор, опираясь на утверждённый проект.
Валерий ТРОФИМОВ, архитектор-реставратор музея «Ангарская деревня имени О. Леонова»: «Чертежи разрабатывала иркутская архитектурная организация на основании научно-изыскательских работ. Это безгвоздевое строительство. Изба утеплена мхом. Мох – природный материал, он не даёт теплу выходить и не даёт дереву гнить».
В одной половине избы приказчик жил, в другой работал. Для воссоздания подлинной обстановки тех лет сотрудники музея вместе с добровольцами сделали две глинобитные печи, которые топятся «по-чёрному». Весь дым выходит из помещений через волоковые окна, оттуда – в так называемые дымники. Помогал любителям реставрации в непростом деле старожил Братска Иннокентий Степанович Московских. Одну печь даже украсили изображением двуглавых орлов как символа русского государства и растительным орнаментом.
Александр ЕНДОВИЦКИЙ, младший научный сотрудник музея «Ангарская деревня имени О. Леонова»: «Это оттиски, или отпечатки изразцов. Что это из себя представляет? Деревянную матрицу с рисунком, который отпечатывается на свежей глине. Здесь есть три разных типа рисунка. И они здесь в три ряда отпечатаны. Это характерно именно для глинобитных печей. Нам археолог из Москвы выслала как раз образцы таких оттисков. Они характерны для XVII века».
Часть экспозиции уже готова – с лавками, табуретками и резным столом. В ближайшее время здесь появится ещё один, для подьячего. А также челобитные и свитки. Примерят посетители и кафтан с шапкой приказчика.
Мария ГЛУШЕНКО, корреспондент БСТ: «Свой рабочий день приказчик начинал за письменным столом. Срублен он, кстати, из массива сибирской сосны по старинным русским образцам. А все детали соединены деревянными шпонками. Без единого гвоздя сделаны и волоковые окна. Их открывали для освещения пространства, так как в XVII веке электричества ещё не было. В таких комфортных условиях приказчик и подписывал документы».
Вторую экспозицию сделают в жилой зоне. Там горожане увидят предметы быта – кухонную утварь и одежду. Также в помещении проведут освещение и отопление. На воссоздание этого и других объектов в музее под открытым небом Группа «Илим» выделила в прошлом году почти 6 миллионов рублей. А с начала реконструкции Братского острога финансовая поддержка компании превысила 52 миллиона рублей.