Две глинобитные печи «по-чёрному» воссоздали в избе приказчика добровольцы и сотрудники «Ангарской деревни»

В «Ангарской деревне» появилось больше построек, которые топятся «по-чёрному», то есть без трубы. В избе приказчика, которую воссоздают при поддержке Группы «Илим», добровольцы по традиционной технологии сбили из глины две печи. За процессом наблюдала съёмочная группа Братской студии телевидения.

На первый взгляд может показаться, что это какие-то танцы с бубнами. На самом деле – привычный для сибиряков процесс изготовления русской печи. Час за часом, слой за слоем глину утрамбовывают специальными колотушками – раньше их называли битами. Процесс кропотливый и трудоёмкий, поэтому контролирует его старожил Братска, уроженец деревни Московская Иннокентий Степанович Московских. В свои 87 лет он выглядит как огурчик и пишет стихи. Рассказывает, что за свою жизнь сбил две печи. Поэтому от и до знает все тонкости этого дела.

Иннокентий Степанович МОСКОВСКИХ, старожил Братска, сделал две глинобитные печи: «У нас жёлтая глина, не красная. Она по содержанию не жирная. И в то же время монолит из неё хороший получался. Били вот такими битами тяжёлыми. Мужики-то крепкие, ничего не стоит, а целый день, 40 сантиметров до пода минимум. Если тоньше – мало будет прогрева. Зима 40 градусов, в сутках 24 часа. Её раз протопили, а то через день ещё топят».

А ещё глина должна быть без комков, с небольшим содержанием песка, иначе будет рассыпаться и уйдёт в трещину. Процесс оказался в диковинку и для профессионального печника. Олег Аргунов привык работать с обычным полнотелым кирпичом. Тут же, признаётся, всё по-другому.

Олег АРГУНОВ, профессиональный печник, доброволец: «Глинобитные печи вообще уникальны. Они давным-давно канули в Лету. И прикоснуться к этой истории, попробовать сбить печь и сбить правильно, опираясь на знания старожилов, это дорогого стоит. Это бесценный опыт. Общаясь с печниками из европейской части страны, я обозначил, что мы собираемся реставрировать, бить печь, и у них это вызвало неподдельный интерес, они попросили сделать отдельный материал для того, чтобы на одном из семинаров по печному делу всё это дело показать».

Такие печи были характерны для архитектуры XVII-XX веков. Чтобы доподлинно показать братчанам, в каких условиях жил приказчик, сотрудники музея по крупицам собирали всю информацию у носителей этой культуры.

Максим ГЛУШЕНКО, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Братского городского объединённого музея истории освоения Ангары: «Вот эта печь, которую мы бьем, она маленькая. В ней не готовили. Это всё-таки приказная изба, приказная часть, где приказчик со своим подьячим работали с документами. Её отапливали в какой-то момент, то есть все документы, чистые вещи, ковры, сукно в сундуках хранили. Протопили её с утра хорошо, дым развеялся, ушёл через дымоволок, потом закрыли задвижки и достали документы – можно работать. А топить надо было какими-нибудь лиственничными, еловыми дровами, от которых было мало сажи. И тогда будет комфортно работать».

Изба-связь состоит из двух частей. В одной половине приказчик работал, в другой – жил с семьёй. Здесь уже сбили подобную печь и через две недели впервые протопили, чтобы она полностью обсохла.

Мария ГЛУШЕНКО, корреспондент БСТ: «Греться от такой печи – одно удовольствие. К тому же она отличается от обычной тем, что требует мало дров, быстро отдаёт тепло, а весь дым выходит на улицу через волоковое окно. Поэтому в старину, чтобы не угореть, люди садились на низкие лавки либо выходили из помещения и ждали, пока печь протопится».

Новая печь будет сохнуть ещё две недели, после чего её протопят. Увидеть во всей красе избу приказчика братчане смогут в ближайшее время. На воссоздание этой и других построек в музее под открытым небом Группа «Илим» направила в прошлом году почти 6 миллионов рублей.

Автор