Рьяные певцы революции, профессор, который в шаге от ошеломительного успеха, и собака, судьба которой делает крутой вираж. Герои, знакомые не одному поколению и входящие в список хрестоматийных, теперь и на братской сцене.
Булгакова ставят редко. Потому что масштабно, потому что у каждого своё видение того, как это должно быть. Изначально режиссёр «9 идеи» Валентина Долгополова планировала воплотить задумку на сцене Братского драматического театра. Но плотный график переписал сценарий событий. Квартира Преображенского переехала в зал на Пионерской.
Владимир КУЛИКОВ, исполнитель роли профессора Преображенского: «Здесь люди отработали и приходят. В 20:00, в 20:30 начинаем работать. Заканчиваем в 24:00, в час ночи заканчиваем. Выматывает, конечно, но выстояли».
Полгода упорной работы, говорят актёры, были изматывающими, но ценными. За это время они смогли хорошо понять своих героев и мотивы их поступков. Всё это на страницах авторства Булгакова.
Владимир КУЛИКОВ, исполнитель роли профессора Преображенского: «Конечно же, можно найти ещё какие-то резервы, ещё какие-то нюансы, ещё какие-то пласты открывать. Потому, что классика есть классика, несмотря ни на какое время. Несмотря ни на что».
Отдельного внимания заслуживает работа художников. На почти монохромном холсте в серых тонах яркими искрами красный. Цвет прогресса, революции, незаживающих ран - тех, что люди наносят сами себе или тех, что нам наносит общество. Виктор Наумов, исполнитель роли Шарикова, своего персонажа не оправдывает, но и не ругает. При всей бравурности он уязвим.
Виктор НАУМОВ, исполнитель роли Шарикова: «Я люблю своего героя. Я безумно его люблю. Я им живу. Ну а как можно не любить себя? Человек, который нее любит себя, он не живёт просто. А он живёт, он борется. Каждый день новые победы, проигрыши. Его полюбила машинисточка. Значит, за что-то она его полюбила. Значит, что-то в нём есть. Может быть не красота. Возможно, это животное начало, мужское начало, то, чего не хватает в каких-то других мужчинах».
При этом его называют ошибкой, а он лишь человек, рождённый в ходе эксперимента. Человек, сломанный системой.
Премьерный показ «Собачьего сердца», по словам всех причастных к ней, принёс облегчение. Они хотели это показать, рассказать, выдать. Символично, что классику отыграли в день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. 15 мая – 131 год со дня рождения непревзойдённого мастера метафор и препарирования человеческой сути. Постановка займёт своё место в репертуаре камерного театра «9 идея».