Проливали кровь и гибли за мир. Так о том, что им пришлось пережить, говорят ветераны-афганцы. С каждым годом их всё меньше в Братске. Сегодня в списках воинов-интернационалистов с опалённой судьбой нет и ста человек. На памятную церемонию пришли далеко не все. Для многих боевое крещение, которое они прошли в Кандагаре, Баграме или Кабуле, – слишком тяжёлая ноша.
Виктор ВЕДЕРНИКОВ, председатель Братской городской общественной организации воинов-интернационалистов и участников боевых действий: «За это время слишком многих наших ребят не стало. Недавно из организации, в том числе и "чеченцев", ниша ребят, которые умерли, им было по 50 с небольшим. Очень жалко. И родителей уже скольких не стало».
Навсегда молодыми под афганским солнцем остались шестеро братчан. Это Юрий Косаченко, Виктор Иванов, Лев Горбунов, Андрей Орлов, Сергей Вобликов и Юрий Ерошенко. В их честь названы улицы города. На школах, где они учились, установлены мемориальные доски. С 2019 года главным местом преклонения стал мемориал авторства Эдуарда Романова. Фигуры бойцов отлиты из бетона и покрашены под бронзу. У их подножия – плиты с именами не вернувшихся с фронтов.
Николай ОЧКАС, участник боевых действий в Афганистане: «Они погибли ради того, чтобы жили мы. Жили и помнили о них. Главное, вот это нам не забывать».
Григорий БЫЧКОВ, участник боевых действий в Афганистане: «Хоть и говорили, что это ничья война, так сказать, непонятная, нет, она была понятная. Это была защита южных рубежей нашей границы, Союза Советских Социалистических Республик. И как бы ни извращались, как бы нас ни угнетали и ни порабощали, мы всё равно остались при своём мнении».
Мемориальные церемонии в честь 33-й годовщины вывода войск из Афганистана прошли во всех районах города. За официальными встречами останется личное: слезы и 50 поминальных грамм с одним лишь пожеланием.
Виктор ВЕДЕРНИКОВ, председатель Братской городской общественной организации воинов-интернационалистов и участников боевых действий: «Здоровья, здоровья и ещё раз здоровья. Чтобы дети росли в счастье. А если у кого-то прадеды остались, деды, чтобы поговорили с ними и оставили в памяти то, что они расскажут».