Повторное возвращение в детский дом – это травма. И некоторые ребята проходят через это не раз. Мы попробовали разобраться: почему это происходит и как обстоят дела в Братске.
В Приангарье, по информации регионального министерства социального развития, количество возвратов детей из-под опеки и усыновления за последние 5 лет даже сократилось. В 2016-м — 252 случая, в 2020-м — уже 100. В этом году в детские дома региона вернулись 50 человек, в Братске — 6.
Органы опеки рассматривают каждый такой случай как чрезвычайную ситуацию. Приглашают все стороны к диалогу, анализируют причины, используют этот опыт в будущем.
Мария СИМАКОВА, начальник управления опеки и попечительства министерства социального развития Иркутской области: «Если причиной возврата ребёнка было ненадлежащее исполнение своих обязанностей — это решение принимает не опекун. Бывает, что такое решение принимают органы опеки. Опекуны отстраняются от исполнения своих обязанностей и более не имеют право принимать детей в свою семью».
Причиной возврата бывает и ухудшение здоровья опекуна, и трудное поведение ребёнка. Возвращают и детей с обнаруженными болезнями, о которых не было известно раньше. Если приёмная семья исполняла все свои обязанности и не имела проблем с органами опеки, то в будущем она может взять другого ребёнка, но историю такого родительства будут тщательно изучать.
Сотрудники братского «Центра помощи детям» отмечают: главный способ предотвратить кризисную ситуацию — пройти «Школу приёмных родителей». Увы, для родственников это не обязательно. Часто это бабушки и дедушки, иногда дяди и тёти.
Рина СЕНОТРУСОВА, руководитель Школы приёмных родителей, заведующая отделением сопровождения замещающих семей Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей: «Анализ возвратов детей в учреждение показывает тот факт, что это происходит именно из-под родственной опеки. Поэтому мы рекомендуем проходить всё-таки это обучение. На самом деле это необходимо и в вопросах воспитания — лучше понимать ребёнка, слышать его и своевременно обращаться за помощью».
Курс «Школы приёмных родителей» предполагает готовность учиться новому. Конструктивное общение с детьми, преодоление трудностей, освоение новых стилей воспитания — всё это работа над собой. В «Школе» вы пройдёте специальное тестирование и собеседование — это поможет избежать большой ошибки.
Когда вы уже взяли ребёнка, специалисты могут консультировать вас и дальше. Есть разные уровни сопровождения, в том числе экстренный.
Рина СЕНОТРУСОВА, руководитель Школы приёмных родителей, заведующая отделением сопровождения замещающих семей Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей: «Наше отделение направлено на то, чтобы оказывать психологическую поддержку и помощь в вопросах воспитания приёмного ребёнка. Поэтому самое главное — не замалчивать проблемы, которые уже есть».
Замалчивают часто. И приходят с проблемой уже тогда, когда наломано много дров. Причиной неразрешимого конфликта могут быть и ошибочные ожидания, иллюзии. Психологи стараются выявить их сразу, на этапе входного тестирования.
Людмила МЕЛЬНИКОВА, педагог-психолог отделения сопровождения замещающих семей: «Играет большую роль мотив принятия ребёнка в семью. Можно чётко увидеть, какие мотивы преследуют будущие приёмные родители в отношении своего приёмного ребёнка. Например — разрешение материальных проблем, надежда на помощь в старости. К сожалению, кандидаты рассматривают такие мотивы тоже. Ребёнок имеет право на свою личную жизнь, и никогда не стоит ждать от него благодарности за то, что он был принят в эту семью».
Ребёнок — самодостаточная личность. Опыт сиротства и насилия накладывает свой отпечаток на его поведение. Кроме этого, есть и возрастные кризисы, и трудности адаптации.
Людмила МЕЛЬНИКОВА, педагог-психолог отделения сопровождения замещающих семей: «Здесь очень важно понимать, что есть несколько периодов вживания приёмного ребёнка в семью. Это касается не только ребёнка, но и членов этой семьи и кровных детей. На этом этапе можно ожидать всего, чего угодно».
Если вы хотите стать приёмным родителем, дайте себе честный ответ на вопросы: Зачем я это делаю? Какой ребёнок мне нужен? В какой момент я принял такое решение? Не делайте это поспешно, в порыве эмоций, остыньте. И будьте готовы работать над собой.
Если вы столкнулись с проблемами воспитания приёмного ребёнка, обращайтесь в отделение сопровождения замещающих семей. Телефон: 37-10-60. Адрес: г. Братск, ж. р. Падун, ул. Набережная, 1а.