Капитан за штурвалом, пассажиры на палубе. Только со стороны поход по бурным водам Ангары выглядел как прогулка. На деле это научно-исследовательская экспедиция. Такие в наших краях редкость. В Братске заборы воды в районе ГЭС берут в четвертый раз. Как рассказал Владимир Казанцев, старший научный сотрудник Института физики атмосферы, цикл исследований должен быть минимум двухгодичным.
Владимир КАЗАНЦЕВ, старший научный сотрудник Института физики атмосферы: «В первой половине дня отбирали пробы из внутреннего водовода и измеряли концентрацию метана. После этого мы поднялись на гребень плотины, отобрали пробы воды из точки, где забирается вода в водовод. Тоже сделали анализ содержания метана».
Любой водный объект является источником метана, он и относится к парниковым. Этот предельный углеводород образуется на дне и в толще воды, там его вырабатывают бактерии, которые перерабатывают органику, содержащуюся в толще воды и в донных отложениях. И он поднимается на поверхность. Так и происходит выброс метана в атмосферу. Концентрация метана на участках водохранилища с разными глубинами отличается. Это зависит от температуры, времени года, количества осадков и наличия органических примесей. Меняется она и после прохождения воды через гидроагрегаты. И даже возраст плотины может повлиять на показания.
Атли ХАРБИ, представитель компании «SINTEF Energy Research»: «Естественным образом концентрация уменьшается по мере «старения» водохранилища. Это мы как раз сейчас наблюдаем, насколько всё стабилизировалось, учитывая, что плотине столько лет».
Чтобы узнать концентрацию метана в водохранилище, необходимо взять пробы воды в нескольких точках, на разных глубинах. Для этого используют специальные приборы, в том числе портативный газоанализатор Пикарро. Такой способ исследования считается наиболее точным. После извлечения колбы, вода разливается по ёмкостям, оттуда пропускается через фильтры. Кривая накопления, дегазационная мембрана, газовый контур - для обывателя термины непонятные. Для экспертов – кладезь полезной информации.
Владимир КАЗАНЦЕВ, старший научный сотрудник Института физики атмосферы: «С одной стороны на эту мембрану мы подаём воду и у нас получается замкнутый водный контур. Также подсоединён газовый контур. Он контактирует с этой водой, происходит дегазация. Растворённый в воде метан выходит в газовый контур и тут же попадает на газоанализатор. В режиме реального времени видим, какова концентрация метана и углекислого газа в воде».
Данные с измерительных приборов в режиме реального времени обрабатывает специальная программа. Всё заносят в журнал. За работой по приглашению En+ Group следил эксперт, представитель компании «Sintef Energy AS» Адли Харби. Чтобы достичь цели по достижению нулевого баланса выбросов парниковых газов, о котором En+ объявила в январе текущего года, нужно следовать международным стандартам.
Атли ХАРБИ, представитель компании «SINTEF Energy Research»: «Есть международные стандарты. Я работаю над этими исследованиями 20 лет. И я могу сказать, что работа соответствует международным требованиям».
Основатель En+ Олег Дерипаска неоднократно говорил о важности экологической модернизации производства и обозначил эту задачу в стратегии компании. En+ Group намерена достичь углеродной нейтральности к 2050 году и сократить выбросы парниковых газов минимум на 35 % к 2030-му. Для этого, с учетом глобальных целей по поддержанию повышения температуры в мире ниже 1,5°C, Группа планирует уменьшить выбросы по всей производственной цепочке. Уже проведенные исследования делались для того чтобы инструментальным методом подтвердить низкоуглеродный статус водохранилищ, ГЭС. Следующий цикл исследований запланирован на 2022 год. Рассчитанные коэффициенты выбросов будут в дальнейшем включены в национальный кадастр выбросов. Это позволит энергоактивам En+ Group сохранять выбранный курс с учётом вызовов низкоуглеродной экономики.
Данные, полученные в ходе исследований, проведённых в нижнем бьефе Братской ГЭС, будут обработаны в течение нескольких недель. Затем официально опубликованы. После этого они получат юридическую силу. Эксперты уверены, что процент парниковых газов в воде окажется минимальным.