О кардинальной перестройке четырёх сибирских алюминиевых заводов компания РУСАЛ заявила в конце марта. Новое производство планируется запустить в Братске, Новокузнецке, Красноярске и Шелехове. В частности, на БрАЗе, работающем с 1966 года, с нуля будут возведены новые корпуса, оборудованные электролизерами РА-550. Это собственная разработка ИТЦ РУСАЛа.
По словам Виктора Манна, перевод 50% производства на технологию обожженного анода — новый этап в жизни БрАЗа. Это позволит добиться гигантского экологического эффекта при сохранении нынешних объемов выработки алюминия, которые составляют чуть больше миллиона тонн в год.
— По выбросам фтора технология РА-550 лучшая в мире. Это поистине революционная технология: мы сбалансировали магнитные поля под двусторонним токоподводом и в итоге получили очень высокую герметизацию электролизера, поскольку корка по периферии агрегата не проваливается, — рассказал Виктор Манн. — Поэтому по фтору мы сегодня имеем в 10 раз меньше объема выброса, чем при технологии Содерберга. Выброс бенз(а)пирена при этом сводится к нулю. Кроме того, комбинация сухой и мокрой газоочисток даст возможность максимального улавливания соединений серы. На континенте мы будем первые, кто использует технологию с обожженными анодами, которая улавливает еще и серу.
Таким образом, половина Братского алюминиевого завода станет одним из чистейших производств в мире, уверен технический директор РУСАЛа.
Остальные корпуса будут полностью переведены на технологию ЭкоСодерберг, что также позволит кардинально снизить выбросы по фтору, пыли, парниковым газам. А также за счет разработки и применения альтернативного пека и новых технических решений выбросы бенз(а)пирена сократятся на 80%.
Аноды, сделанные по новой экологически чистой технологии, будут поставляться из Тайшета. Таким образом, производство анодной массы, которое также, пусть и несущественно, но все же влияет на окружающую среду, сократится вдвое.
— Подготовительный этап, в том числе разработка проектно-сметной документации, продлится до конца 2021 года, общественные слушания планируется провести в январе-феврале 2022 года. Далее наступит очередь Государственной экологической экспертизы и затем Главгосэкспертизы, — пояснил Виктор Манн. — После чего можно приступать к масштабному строительству.
Начало строительства запланировано на вторую половину 2022 года, окончание — в 2030. Однако, введенные с 1 августа правительством страны экспортные пошлины, в том числе на алюминий, и намерение увеличить со следующего года налоги для металлургической отрасли могут изменить планы металлургов: в новых реалиях РУСАЛ уже сейчас вынужден отдавать государству до трети чистой прибыли.
Несмотря на финансовые потери, компания не отказывается от своих намерений, не исключая при этом, что изначально намеченные сроки могут быть скорректированы.