В Ангарской деревне есть не только памятники деревянного зодчества, но и эвенкийский сектор. Здесь можно увидеть быт и культуру коренных народов Сибири. Конические сооружения — чумы — были их основным переносным жилищем в 19-м–начале 20-го веков. Готовили бересту для них, когда зацветал шиповник. Из кусков, снятых с двух–трёх деревьев, шили покрышки.
Александр ХУДЕЕВ, мастер по изготовлению чума: «Береста — материал очень тяжёлый, трудный, его надо выделывать, иначе он скручивается в поплавок. Выделка — самое тяжёлое, и сшивка. Сшито берестой».
Остов чума состоял из 25 и более шестов. Кроме бересты чум покрывали корой лиственницы или выделанной шкурой оленя. Эвенки кочевали и на новое место брали с собой покрышки, оставляя голые шесты.
Александр ХУДЕЕВ, мастер по изготовлению чума: «Он состоит из четырёх тисков, листов. Они просто привязываются и всё. Мы делаем, чтобы он стоял лет 10-15, не переночевать, а на много лет. Поэтому мы серьёзнее его закрепим, поровнее, попрочнее».
Вернуть к жизни берестяной чум помогла Группа «Илим», выделив на работы 191 тысячу рублей. Как отмечает директор Братского городского объединённого музея истории освоения Ангары Елена Маржинян, объект уникален не только для нашего города.
Елена МАРЖИНЯН, директор Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары: «При поддержке Группы „Илим“ у нас сегодня большое событие — подлежит замене берестяной чум. Это летнее жилище эвенков. Он у нас простоял 15 лет, пришёл в абсолютную негодность, замены требовал давно. Берестяной чум — самый дорогой. Это долгий и кропотливый процесс, поэтому мы своими силами справиться не можем».
Со временем появился брезент, и чумы стали покрывать им. Береста утратила популярность. Но музею «Ангарская деревня» с каждым годом удаётся воссоздать неповторимые объекты, в том числе при поддержке лесохимиков. В этом году в эпицентре деревянного зодчества планируют уделить особое внимание именно эвенкийскому сектору.