Уникальный иконостас ручной работы привезли из Сергиева Посада в "Ангарскую деревню"

Церковь Владимирской Божьей Матери, которую воссоздали в "Ангарской деревне имени Октября Леонова", заиграла красками. В будущее место богослужения привезли ценный груз из Московской области - рукописный иконостас. Его изготовили по заказу Братского городского объединённого музея в мастерской во имя преподобного Алипия Печерского

Этот иконостас полностью сделан вручную. В основу легли документальные источники, рассказывает научный руководитель реконструкции объекта Лилия Андреева. Женщина много лет работала в городском музее и одна из немногих, кто сейчас вплотную изучает эту тему. Рассказывает, что подобные тябловые иконостасы создавали в старину, в основном, на русском Севере. Они отличались красочной росписью.

Лилия АНДРЕЕВА, историк, научный руководитель проекта реконструкции иконостаса, библиотекарь Храма Всех Святых в Земле Российской просиявших: «Сюда, в основном, приходили выходцы с русского Севера: из Архангельска, Вологодской губернии, с территории Пскова, Великого Новгорода. Они селились сначала в Енисейске, потом прибыли сюда, в Среднее Приангарье, и основали Братский острог, жители северной Руси. Поэтому и церкви, и иконостас создавались по образцам северных церквей».

Иконостас состоит из трёх основных частей. Верхний ряд, который называется Деисус, сделали таким же, как в Илимской Спасской церкви XVII века, по сохранившейся фотографии. Здесь традиционно изображены лики Христоса, Божьей Матери и Иоанна Предтеча. Остальные два ряда создавали по документальным источникам, которые сохранились в архивах. Это Владимирская икона Божьей Матери, в честь которой и была построена первая церковь в селе Братское. И икона Богоявления Господня. Её тоже выбрали неслучайно - рядом стоял Спасский монастырь, где монахи занимались миссионерской деятельностью. Третий - лик Нерукотворного Спаса.

Лилия АНДРЕЕВА, историк, научный руководитель проекта реконструкции иконостаса, библиотекарь Храма Всех Святых в Земле Российской просиявших: «В Братской церкви в XIX-ХХ веках сохранился его образ, Нерукотворного Спаса, который казаки принесли из центральной части России. Поэтому эти три иконы упоминались, поэтому в местный ряд они вошли. Казанский образ Божьей Матери был чудотворный здесь, в Братске. Эта икона очень почиталась в начале ХХ века. И оклад был очень дорогой, покрытый каменьями. То есть эти иконы все нашли здесь отражение».

На входе в алтарь по традиции изобразили четырёх евангелистов: Матвея, Луку, Иоанна и Марка. Художники также постарались правдоподобно передать сюжеты Евхаристии (Причащения). На дьяконской двери изображён первомученник Святой Стефан. Кропотливую работу мастера выполнили из двух пород дерева. Иконостас - из массива сосны, а образы святых - из липы. Эта порода дерева мягче и легко гнётся, рассказывает столяр Александр Гребенюк. К примеру, раньше использовали кипарис.

Александр ГРЕБЕНЮК, столяр-изготовитель иконостаса из Сергиева Посада: «Подобные иконостасы есть, например, в Сургуте. Там он сделан также из массива, каркас был 16-метровой высоты. Но там уже была эмаль и золото, позолото было наложено. В Кёнигсберге стоит, но там каменный храм. Также всё построено. В Воронеже есть подобный иконостас, тоже роспись, там другой цвет был и всё».

Максим ГЛУШЕНКО, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары: «Довольно сложно было понять, какой был иконостас в XVII веке в церкви Братского острога. Тем более, что даже информации на саму церковь, какой она была, практически нет, кроме количества брёвен и тесниц кровельных. С иконостасом ещё сложнее. И приходилось опираться на аналогии. Но интересно то, что иконостас практически в любой церкви никогда не оставался в неизменном виде. Его постоянно дополняли, дорисовывали, доделывали. И всё, что до нас сохранилось, это немного более поздние образцы. Мы определили такой оптимальный облик интерьера внутри».

Сейчас рабочие доделывают последние штрихи. В ближайшее время в церкви появятся две архаичные лавки, врубленные в стены, и расписные предметы мебели. Уже закончена имитация слюдяных оконниц. Почти весь интерьер будет состоять из элементов XVII века. Здесь же горожане увидят экспозицию из церковной утвари. Редкие экспонаты перевезут из фондов объединённого музея. В помещении провели отопление, освещение и сигнализацию. На реконструкцию иконостаса и оснащение церкви Группа "Илим" выделила почти 3,5 миллиона рублей. Также на средства лесохимиков продолжается воссоздание комплекса Братского острога.

Увидеть всю красоту братчане смогут уже 7 января. В Рождественский праздник и иконостас, и церковь освятят.

 

Автор