Выбраться на свободу самостоятельно у животных возможности не было. Они стали пленниками нежилого, но тёплого места, которое когда-то служило им укрытием.
Ольга КОЗЕЛКОВА, житель дома: «С собачкой гуляла, обнаружила, что там запертые кошки в подвале. Их подкармливают все, кто может. Я тоже приношу поесть. Но мы же не можем их кормить до бесконечности – это же тюрьма для них. Они же там могут и заболеть, и умереть, и всё. А бездушный ЖЭК, им что, им главное – освободить подвалы. Они не думают о том, что это живые существа, что у них есть душа так же, и жить они хотят».
На вызволение подоспела скорая волонтёрская помощь.
Оксана СУСТОВА, волонтёр: «Мы являемся активными волонтёрами. И поступает огромное количество звонков о том, что замуровали живых кошек. Последний раз мы открывали продухи на Баркова в трёх домах, и кошечки выходили».
Аналогичная ситуация произошла и на Пионерской, 4. Силами всё тех же волонтёров усатым открыли путь на волю.
Елена ЕСЕВА, юрист: «Запрещено закрывать все продухи. Это второй вопрос, что это жестокое обращение с животными. Любые действия с управляющей компанией в такой ситуации должны проходить письменно. Бессмысленно звонить, ходить, просить. Нужно отправлять всё это письменно, отправлять заказным письмом с уведомлением. Если управляющая компания бездействует, у нас есть жилищная инспекция – надзорный орган за управляющими компаниями. Если жильцы решили спасать животное в своем доме, либо в каком-то чужом, необходимо это всё зафиксировать, что они не просто так портили имущество. Зафиксировать можно видеосъёмкой, но так же необходимо присутствие свидетелей, не менее двух. За спасение животных к ответственности не привлекают».
Почему же управляющие компании прибегают к таким неоднозначным мерам и закрывают все пути отступления в подвалы? Мы решили спросить об этом у представителя одной из них.
Виктор СТРЕЛЬНИКОВ, генеральный директор ООО «СибСтройРемонт»: «В зимних условиях мы закрываем все окна, чтобы сохранить тепло и обеспечить безопасную эксплуатацию инженерных сетей. Жители первого этажа жалются о том, что у них промерзает пол, и очень холодно. Мы не против решений закрывать подвалы, не закрывать, селить туда кошек или не селить. Это общее собрание дома должно быть. Дом принадлежит всем. Жалуются, что здесь санитарные нормы не сохраняются, что кошки способствуют размножению блох, тараканов, а другие просят, чтобы эти кошки жили там. А так чтобы животное в подвале находилось, а мы тут же забивали окна – такого нет».
Проблема продухов и доступности подвалов для обездоленных хвостиков актуальна не только в Братске, но и в других городах. Все точки над i в данной теме расставил депутат Государственной Думы Владимир Бурматов и причём достаточно давно.
Владимир БУРМАТОВ, депутат Государственной Думы РФ, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды: «Вреда от этих животных никакого нет. Они уничтожают грызунов, это естественная дератизация. Их польза многократно доказана. Из подвалов, из которых уходят кошки, тут же эти подвалы населяются крысами. Многие управляющие компании уничтожают эти продухи, уничтожая вместе с этим возможность попадания туда небольших животных. Это нарушение, прямое нарушение сегодня постановления действующего Правительства РФ. Это очень вредит с точки зрения отсутствия естественной героизации и приводит к ухудшению санитарной ситуации, которая у нас и так не совсем благополучна во многих регионах. И это, естественно, консервирует подвальные помещения, приводя к тому, что они начинают там отсыревать».
Не вина животных в том, что они оказались на улице. Не их вина, что в подвалах размножаются блохи. Вопрос закрыт, а продух должен быть открытым, хотя бы один.