10 октября. Старт в 8 утра. Впереди - более сотни километров, два часа езды по припорошенной снегом трассе в сторону Усть-Илимска. А дальше – длинный путь пешком, по непролазной тайге. Отряд из 20 добровольцев сопровождает собака Найда. Кавказская красавица внимательно осматривает незнакомую местность. Ещё несколько минут и мы на месте. Вот оно – сокровище тайги.
Это зимовьё досталось Константину Чистякову из посёлка Седаново от его отца. Начинающий промысловик рассказывает, история жилища уходит корнями в далёкое прошлое. В нём зимовали несколько поколений сибиряков.
Константин ЧИСТЯКОВ, начинающий промысловик из п. Седаново Усть-Илимского района, передал в музей охотничье зимовьё: «Я первый раз был в этом зимовье в 2002 году. Ночевал здесь с отцом, охотился. У него здесь угодья были. Сейчас эти угодья мои уже. Отец с 1995 года здесь охотился на этом участке, в этом зимовье жил. До него здесь охотились два дедушки из Бурнинска Братского района».
Зимовьё срубили до затопления Братского водохранилища по традиционной технологии – без единого гвоздя. Жилище топилось по-чёрному, то есть без трубы. Дым выходил через волоковое окно. Через второе проникал свет в помещение. Со временем глинобитная печь пришла в негодность, и на её место поставили буржуйку. О былом теперь напоминают обломки старой жёлтой глины.
Ещё одна уникальная особенность этого зимовья – это очень маленькая входная дверь. Ширина достигает 65 см, высота чуть больше – 85 см. Такие двери для того, чтобы в помещении было теплее. Да и люди раньше были невысокого роста. Мужчины до 167 см, женщины – до 160.
Ещё одна версия краеведов – дверь делали маленькой, чтобы медведь не пробрался внутрь. Но, к счастью, ни один косолапый за эти годы к дому не подошёл. Хотя следы на память всё же оставил, в нескольких метрах от зимовья.
Константин ЧИСТЯКОВ, начинающий промысловик из п. Седаново Усть-Илимского района, передал в музей охотничье зимовьё: «Они когда приходят, территорию метят. То есть подошёл медведь, допустим, дерево царапнул, дотянулся. Всё, это его территория. То есть он здесь ходит. Приходит медведь более крупнее, выше достаёт и всё, он выгоняет этого медведя. То есть по этому расстоянию судят. И вот здесь есть царапки, до туда дотягивался. Здесь есть ещё и шерсть».
"След" медведя
Пока охотник рассказывал лесные истории, добровольцы размечали брёвна. На призыв музейщиков разобрать и перевезти уникальный объект откликнулись местные краеведы, представители ассоциации работающей молодежи, студенты и просто неравнодушные жители.
Анатолий ШАМАНСКИЙ, доброволец: «Я местный. И здесь недалеко была деревня Нижняя Шаманка. Она сейчас на дне Усть-Илимского водохранилища. Все эти края – это моя Родина. Мне это всё интересно и близко».
Алексей ОБУХОВ, доброволец, руководитель братского клуба исторической реконструкции «Двор Ворона»: «Изучение этнографии, быта охотников во многом помогает и в реконструкции 17 века, потому что некоторые вещи не менялись в быту. Здесь начиналось заселение Сибири не с острогов, а с укреплённых зимовий. Для Братска – это прежде всего историческая память».
За годы постройка сильно обветшала. Крыша, выполненная из дранки, превратилась в труху, как и нижние венцы. Таких объектов в наших краях – единицы. О нём музейщики узнали случайно, увидев ролик на ютуб-канале охотника Константина Чистякова.
Максим ГЛУШЕНКО, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары: «Когда я начал работать в «Ангарской деревне» уже более семи лет назад, я уже и не надеялся, что мы сможем найти такое старинное зимовьё. И мы начали создавать охотничий стан в «Ангарской деревне», используя новодел. Но тут совершенно случайно обнаружилось зимовьё. Построено оно в духе народного зодчества. Мы, глядя на это зимовьё, можем понять, как жили наши предки 500 и тысячу лет назад. Потому что наши предки жили не в огромных просторных избах, подавляющее количество, а вот в таких вот по сути зимовьях».
Операция по разбору зимовья заняла несколько часов.
Зимовьё оказалось кладезем антиквариата. В нём хранились не только посуда и обувь, но и кованый топор . А под полами волонтёры обнаружили остатки охотничьих патронов и гильз, а ещё новости, которые печатали в местной газете.
После тяжёлой работы братчане сделали перерыв за чашкой чая и вкусным обедом у костра, поджидая транспорт. Перевозку ценного объекта на себя взяла Братская школа ДОСААФ, предоставив многотонный КАМАЗ для большого дела.
Андрей СЁМКИН, доброволец: «Впечатления у нас яркие. Во-первых, природа. Во-вторых, древнейшее зимовьё. Очень интересно».
Дмитрий ЗВЕРЕВ, доброволец: «Когда мне предложили поехать сюда, прикоснуться к истории родного края, я с удовольствием согласился. Гордость за то, что мы сделали немножко богаче историю своего края».
В «Ангарскую деревню» зимовьё прибыло уже вечером. Промаркированные брёвна разложили под навесом. В планах у научных сотрудников отреставрировать не только сруб, но и предметы быта: корзину для глинобитной печи, нары, доски, плахи, стол. А ещё восстановить старинный лабаз с двускатной крышей. Он располагался неподалёку от этого зимовья и уже ждёт своего часа в музее. После чего братчане увидят целый охотничий комплекс из двух зимовий – подлинного и новодела, построенного в прошлом году, и трёх старинных лабазов.
Подписывайтесь на канал «БСТ» в Telegram